В январе 2023 года ювелирный гигант «Адамас» анонсирует публичную презентацию нового концепта розничного магазина. Это демонстрирует, что за лидерство на российском ювелирном рынке началась серьезная борьба. О том, что из себя представляет отечественный ювелирный ритейл и что ждать от обновленного «Адамаса», мы поговорили с ведущим экспертом по рознице и e-commerce в ювелирной отрасли, членом совета директоров компании «Адамас» Владиславом Головкиным.
Владислав, в профессиональных кругах вы стали хорошо известны, став исполнительным директором компании Sunlight, когда в 2018-2019 годах под вашим руководством ювелирный дискаунтер открыл дополнительно 114 магазинов и начал буквально захват рынка, перетянув на себя все внимание покупателей изделий нижнего и среднего ценового сегмента. Какие революционные методики применялись тогда?
Да, для Sunlight эти годы стали периодом очень интенсивного, бурного развития. Нам удалось запустить громкие акции, которые значительно изменили ландшафт ювелирного ритейла. В первую очередь, это так называемая «ликвидация», закрытие магазинов. Именно мы ввели моду на шок-контент. Мы применяли стикеры на пол и на витрины, которые акцентировали внимание на приближающемся закрытии магазина.
Причем, далеко не все конкуренты понимали суть предпринимаемых нами действий, ведь мы оповещали о закрытии не всей розничной сети, а именно того магазина, который посещал конкретный покупатель. Мы очень точно работали с CRM-базой и это давало колоссальный результат.
Вместе с тем, именно в тот период нам удалось вызвать у покупателей интерес к модным ювелирным украшениям, привлечь нового потребителя через каналы кросс-промо, которые генерировали фантастический траффик. Совместные акции Sunlight с X5 Retail Group, «Детским миром», «М-Видео» позволяли обращаться напрямую и приводить в магазины людей, которые до этого времени не проявляли интереса к ювелирным изделиям. Именно этими совместными акциями нам удалось сделать ювелирные украшения популярными у действительно массового потребителя, обеспечить значительный количественный прирост продаж, причем не только у Sunlight, а у всех игроков рынка. Можно сказать, что с флаера, приколотого к чеку, началась новая эпоха в отечественном ювелирном ритейле — эпоха экспансии и превращения ювелирного украшения в товар почти первой необходимости.
Следующим этапом вашей профессиональной деятельности стало сотрудничество с брендом Sokolov. Так совпало, что с вашим приходом в Sokolov значительно изменился расклад сил на отечественном рынке ювелирной розницы. Это случайность или результат целенаправленных усилий?
Мой приход в Sokolov связан именно с развитием розницы. Я выступил как вдохновитель и в дальнейшем стал генеральным директором розничного подразделения бренда. До 2018 года у компании Sokolov не было своей розницы. Следующим, вполне естественным шагом в развитии дистрибуции стало развитие электронной коммерции, омниканальности, запуск продажи на маркетплейсах.
Естественно, что новые способы продвижения должны быть конгениальны продукту, поэтому наша команда провела пересборку продуктовых линеек, продуктового ряда, который представлен в рознице, провела его отстройку от конкурентов.
Мы сделали такие, абсолютно незаметные потребителям, но очень важные для устойчивости бизнеса вещи, как правильное построение маржинальности долей бизнеса по товарным категориям и целевым группам.
Но, пожалуй, главное, что заметили все и что во многом предопределило столь интенсивное развитие компании Sokolov — это разработка дизайна магазина.
Да, в последние годы Sokolov неоднократно становился любимой маркой российских потребителей, узнаваемость бренда бьет все мыслимые и немыслимые рекорды! Как вам удалось этого достичь? Насколько здесь пригодился ваш опыт по развитию сети ведущего отечественного фастфэшн-ритейлера Gloria Jeans?
Безусловно, работа в Gloria Jeans научила меня тому, что значительную роль в коммерческом успехе играет правильно организованное торговое пространство. Поэтому, поставив себе амбициозную цель вывести бренд Sokolov в лидеры российского ювелирного рынка, мы очень большое внимание уделили концептуальной разработке нового магазина. Очень важно, чтобы человек как можно дольше задерживался в ювелирном магазине, тогда вероятность конверсии, вероятность покупки будет намного выше.
Нам удалось создать такой розничный магазин, который является точкой притяжения покупателей во всех шоппинг-центрах. И сегодня, когда дизайн розничного магазина Sokolov переработали, мне, конечно, очень приятно, что развитие получили многие элементы и идеи, которые я отстаивал первоначально.
Считаю, что узнаваемое «лицо» розницы является самым основным слагаемым успеха бренда, который в ближайшее время уже станет номером один в России.
Сегодня вы — член совета директоров компании «Адамас». Значит ли это, что в самое ближайшее время на ювелирном рынке серьезно изменится расклад сил? Что ждать конкурентам и потребителям?
В первую очередь, стоит сказать, что сегодняшний «Адамас» — это совсем другая компания «Адамас», потому что она была куплена стратегическим инвестором — Белгородским ювелирным заводом, который очень сильно сейчас прокачает абсолютно все навыки построения продуктовой линейки, качества лигатуры. Они — признанные лидеры с точки зрения цеповязального производства, с точки зрения невероятных кастов, которые они умеют вставлять, их сильная сторона, безусловно, — дизайн украшений.
На мой взгляд, потенциал такой покупки БЮЗом был просто фантастический, правильно просчитан, и моя роль, как члена совета директоров, как раз заключается в том, чтобы правильно отстроить все операционные бизнес-процессы компании и вывести ее на абсолютно новый уровень, именно как gold-speciality-retailer.
«Адамас» сегодня — это признанный эксперт по золоту. И на это работает все, начиная от названия бренда, заканчивая позиционированием, коллекциями, которые у нас есть. У нас абсолютно нет серебра. Мы отдаемся полностью работе с самым желанным, самым востребованным драгоценным металлом. И здесь как раз то суперсовременное производство, которое есть в Белгороде, дает нам неоспоримое преимущество, потому что вы видите, каково качество лигатуры, каково качество самого украшения, каково качество элементов. Обратите внимание, какое качество подбора граммовки к общему виду украшения мы сейчас можем предоставить нашим требовательным покупателям, а покупатель золота — один из самых требовательных покупателей!
Поэтому, приходя в «Адамас», вы гарантированно получите не 15000 SKU на полках, а 1500-2000 SKU, но того самого выверенного, сбалансированного ассортимента, где вы точно найдете то, что необходимо. И это будет золото! Ничего другого — распыляться ваш взгляд не должен!
Если мы говорим, что такое ювелирный бизнес и как зарабатывать на украшениях, то можно сказать, что это искусство найти максимальное количество точек соприкосновения с вашим покупателем. Точки соприкосновения, точки контакта могут быть абсолютно разные, начиная от соцсетей, заканчивая великолепным ритейлом, но всегда все вертится вокруг продукта, нужно очень сильно думать и правильно позиционировать себя и то, что мы будем продавать.
Например, абсолютно все бренды сейчас бросились к своим названиям прикручивать «даймонд», «бриллиантс» и так далее, показывая тем самым, что якобы они являются экспертами, в том числе в такой важной на сегодняшний день части ювелирного бизнеса, как продажа драгоценных камней. И здесь мы приходим к тому, что все бренды продают практически одно и тоже, все те же самые синглы продаются в разных цветах и лигатурах и все.
Поэтому здесь нужно понимать, мы идем от продукта (а он у нас действительно уникальный!) и от того целевого покупателя, который у нас есть и за внимание которого мы боремся. Когда мы делаем позиционирование или репозиционирование бренда, как в случае с компанией «Адамас», то одно из ключевых действий — это редизайн розничного пространства, то есть магазина целиком.
И чем же розничные магазины «Адамас» будут отличаться от магазинов конкурентов?
Ну, это вы увидите уже в январе, когда откроется первый из наших обновленных магазинов. Он будет фантастически новым, он задаст абсолютно точно новое развитие и новые тренды в дизайне ювелирных магазинов, в управлении пространством полок с точки зрения инновационного демонстрационного оборудования и станет очень заметным шагом в развитии ювелирной индустрии в России и странах СНГ, потому что подобного дизайна сейчас нет ни у кого.
Вы — известный топ-менеджер, уважаемый в индустрии человек, член жюри таких конкурсов, как «Большой оборот 2022» и Digital Leader Awards 2022, лауреат премии Best Business Awards 2022 в категории «Лучший коммерческий директор». Какой из многочисленных бизнес-вызовов, которые были на вашем пути, вы считаете наиболее интересным с точки зрения полученных результатов? Чем вы по праву гордитесь?
В свое время я создал и, в принципе, был одним из вдохновителей дизайна магазинов бренда Sokolov. И очень быстрый запуск сети из 250 магазинов дал компании невероятное преимущество и колоссальный старт для сегодняшнего успеха. Я уверен, что в ближайшей перспективе именно Sokolov станет абсолютным лидером российского рынка. Именно российская сеть позволила бренду Sokolov получить такой колоссальный потенциал для развития за рубежом. В этом абсолютном коммерческом успехе немалую роль играет и молодой амбициозный собственник компании Артем Соколов, с которым мне пришлось много общаться напрямую с точки зрения вовлечения его в детали, и эта вовлеченность позволила и минимизировать сроки развертывания нового формата магазинов, и получить всестороннюю поддержку владельцев компании для того, чтобы запустить крайне сложный новый розничный бизнес.
Сами представляете, вот так прийти с нуля прописать все бизнес-процессы, организовать всю работу, чтобы вся машинка завертелась, то есть не так просто открыть магазин, а сразу сделать с прицелом на то, что это будет большой roll out, быстрое развитие и открытие сотен магазинов.
Вы думаете, с «Адамасом» вам удастся повторить тот успех, который был достигнут с брендом Sokolov?
Конечно, я верю в бренд «Адамас» и уверен, что в самое ближайшее время мы значительно упрочим свои позиции на рынке. Передо мной стоит очень интересная задача — провести репозицонирование бренда и создание бренд платформы отвечающей вызову времени и новому потенциалу компании.
Надо понимать, что калибровка позиционирования бренда проводится практически постоянно, ведь бренд эволюционирует вместе с покупателем. Важно учесть и тот факт, что ювелирная индустрия сегодня является странным симбиозом абсолютно разнонаправленных трендов. С одной стороны, все хотят быть модными и носить украшения, которые есть у всех, а с другой стороны, украшениями пытаются выделиться из общей массы. Поэтому нам необходимо учесть интересы и первых, и вторых покупателей.
Репозиционирование бренда строится из ваших внешних коммуникаций. Сейчас молодое поколение очень активно воспринимает именно визуальный контент, который крайне важно правильно обрабатывать и выдавать дозировано на целевые группы по разным информационным каналам, чтобы где-то срабатывали определенные триггеры, где-то срабатывали какие-то инструменты, связанные с реферальными программами, где-то результат давали CRM-системы, и все это — для того, чтобы нам получить лиды. Лиды — самая большая ценность сейчас. Когда к вам в магазины приходят покупатели, то важно показать максимальную широту продукта, чтобы человек нашел именно свой ассортимент. Поэтому, когда мы говорим, что сейчас будет делать «Адамас» с точки зрения продукта, то это как раз сила «Адамаса», мы сделаем выверенный по идеальной модели спроса золотой ассортимент! «Адамас» является специалистом номер один и отдает всю свою энергию, всю свою силу, весь свой талант именно в работу с золотом. И в этом и есть невероятная мощь вертикально интегрированных компаний! Мы несем ответственность за свой продукт от и до: от момента создания до момента передачи в руки покупателю, мы контролируем сроки производства, ценообразование, продвижение. В ювелирном бизнесе это сделать крайне-крайне сложно, сложно объединить такую махину как розница и ювелирное производство в действительно живой организм, хотя все к этому стремятся. Но я уверен, что у «Адамаса» это получится и мы зададим новые стандарты для нашей отрасли.
Компания «Адамас» имеет узкую специализацию — золото. И конечно, мне очень интересно, сделать по-настоящему классный gold-ритейлер. Если и Sunlight, и Sokolov представляли потребителю достаточно широкую товарную линейку: и золото, и серебро, и часы, то «Адамас» — это исключительно эксперт по золоту и драгоценным камням.
Опять-таки, если мы говорим о репозиционировании и ребрендировании, то важно понимать, что новый концепт магазина должен поддерживать новый продукт. Нельзя показывать в старом концепте магазина измененный продукт: нужно поменять и свет, и торговое и демонстрационное оборудование, поменять подход продавцов, чтобы ни в коем случае не было продаж через прилавок, а был прямой контакт, как сейчас мы с вами имеем практически прямой контакт в наших соцсетях.
Запуск электронных продаж является одной из ваших «суперсил»: вы поставили на ноги e-commerce в компании Sokolov, первой в России вывели Gloria Jeans на ZALANDO. Можно ли ждать, что и «Адамас» в ближайшее время выйдет в лидеры на электронных торговых площадках?
Если говорить про электронную коммерцию в ювелирной индустрии, то здесь надо понимать, что, например, чек в Sunlight, Sokolov и «Адамас» отличаются в 3-4 раза. Поэтому в ближайшее время не так много продаж продукции «Адамас» будет идти через маркетплейсы.
Собственный e-commerce — это, конечно, огромная ниша, куда нужно входить и, он, безусловно, будет хорошо продавать и будет очень сильно завязан на мобильное приложение. Если мы говорим о работе в маркетплейсах, то есть здесь нужно понимать, как это будет структурироваться с точки зрения продукта. Мы для маркетплейсов будем делать отдельный продукт, который будет значительно ниже по цене, он будет более базовый, простой, но он также будет под грифом экспертности, качества и правильного ценового позиционирования от бренда «Адамас». Эта наша целевая задача, которую мы очень быстро выполняем и уже обеспечили хороший прирост продажи в сегменте маркетплейсов.
Да и собственный e-commerce — запуск обновленного нативного мобильного приложения дал колоссальный прирост продаж, поэтому мы видим, что вложение времени и денег было абсолютно не напрасным.
Уверен, что большой импульс для продаж по всем каналам даст и внедрение новой CRM-программы, которая позволит абсолютно по-новому выстраивать отношения с покупателями благодаря высоко мотивирующей системе поинтов-бонусов, которая абсолютно точно является инновационной для России.
Поверьте, только сейчас «Адамас» начнет разворачивать всю свою силу, которая стоит на трех китах: мы — эксперты по золоту, мы — вертикально интегрированная компания и несем всю ответственность за продукт и у нас действительно великолепный дизайн украшений, которые мы продаем в правильном торговом пространстве, привлекающем внимание как наших постоянных, так и новых покупателей.
Подготовил Иван Сергеев.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.