Компания «Экспресс-ритейл» (продуктовые магазины «Перекресток-экспресс» и «Пятерочка-экспресс» площадью 50–200 кв. м), на 40% принадлежащая X5 Retail Group, нашла первого франчайзингового партнера в Москве. Лицензию на бренд «Перекресток-экспресс» приобрела сеть из десяти универсамов «Вкусный дом», развиваемая совладельцами аптечной сети «03 Аптека».
При основании «Экспресс-ритейла» (ЭР) в 2007 году Х5 и председатель совета директоров сети игровых клубов «Джек-Пот» Герман Гогличидзе (владеет еще 30% ЭР) планировали стремительное расширение сетей «Пятерочка-экспресс» и «Перекресток-экспресс» в первую очередь за счет продажи франшизы: к 2012 году должно открыться 750 франчайзинговых точек и только 250 собственных. Продавать франшизу «Экспресс-ритейл» планировал даже несетевым магазинам в Москве и Санкт-Петербурге. Лицензия обещалась взамен 25% валовой маржи каждого магазина при нулевом первоначальном взносе.
Выручка магазина площадью 50–200 кв. м, какие открывает «Экспресс-ритейл», может в месяц составлять 3–5 млн руб., при этом валовая маржа может достигать четверти выручки, говорит совладелец сети «Магнолия» Василий Тарадин.
Как рассказал “Ъ” гендиректор «Экспресс-ритейла» Валерий Тараканов (владеет еще 30% ЭР), первый лицензиат у его компании появился на днях: договор франчайзинга подписан с сетью из десяти магазинов в Москве «Вкусный дом». Через месяц начнется ребрендинг магазинов в компании «Перекресток-экспресс», уточнил он. Помимо бренда и технологий лицензиат получает доступ к административному ресурсу Х5, отмечает господин Тараканов: «Мы имеем возможность договориться с Москвой о предоставлении субсидий для своего партнера в рамках поддержки малого предпринимательства».
Сеть «Вкусный дом» — сравнительно молодой розничный проект совладельцев аптечной сети «03 Аптека» (объединяла 74 аптеки на конец 2008 года): первый магазин в формате «у дома» был открыт в 2007 году. Коммерческий директор и соучредитель «03 Аптека» Владислав Галеев отказался от комментариев, но источник, близкий к компании, подтвердил покупку франшизы.
Бренды «Экспресс-ритейл» принадлежат Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.), у которой есть опцион на увеличение своей доли в компании до 100% к 2013 году.
До сих пор «Экспресс-ритейл» развивался на базе розничных активов его совладельцев: весной 2008 года компания выкупила у гендиректора Х5 Льва Хасиса магазины «Дейли», а затем — у Валерия Тараканова компанию «Продимекс» (см. ”Ъ” от 24 апреля 2008 года). Сейчас объединяет 45 магазинов «Перекресток-экспресс» в Москве. Делать новые поглощения «Экспресс-ритейл» пока не планирует, говорит господин Тараканов. «Многие сети сейчас банкротятся или закрываются, быстрее и выгоднее перекупить права аренды на помещения у собственников и оборудование, которое в таких случаях продается с дисконтом»,— объясняет он. В декабре прошлого года ритейлер уже занял два помещения сети «Смак» (закрыта, проходит процедуру банкротства). Также «Экспресс-ритейл» арендовал площадки, которые ранее занимала сеть «Мосмартик» (с ноября 2008 года все 54 магазина закрыты).
Небольшим сетям франчайзинговый договор с «Экспресс-ритейлом» поможет пережить кризис, рассуждает директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. «Доступ к закупочной и логистическим системам Х5 позволяет снизить конечную цену продуктов на 10–15%»,— отмечает он. Фактор цены сейчас становится наиболее важным для покупателей: согласно исследованию компании «Комкон», опубликованному в марте, в первую очередь люди экономят на мясных и рыбных продуктах, на покупке сыра, кондитерских изделий, а некоторые даже закупают впрок муку, сахар, соль и др. Около 10% потребителей, по оценкам «Комкона», отказались от покупок продуктов в магазинах премиум-класса. О готовности пожертвовать маржинальной доходностью в 2009 году ради снижения конечных цен уже заявила сама Х5, а также «Магнит» и «Дикси».