Кировский производитель пива и безалкогольных напитков «Вятич» пожаловался местному правительству на требования немецкой Metro Group к поставкам продукции. Ритейлер, по данным «Вятича», запросил с него 40 тыс. евро за право включения в пул поставщиков местного торгового центра Metro. Metro отрицает информацию о взимании платы, а эксперты объясняют конфликт несоответствием продукции местных производителей стандартам крупных ритейловых компаний.
О том, что ОАО «Вятич» обратилось к губернатору Кировской области Никите Белых с просьбой содействовать развитию местных производителей, вчера рассказал генеральный директор компании Николай Курагин. В письме «Вятича» главе региона говорится (копия документа находится в распоряжении „Ъ“), что немецкая Metro Group, чей торговый центр формата сash&сarry начал работать в Кирове, выставляет для местных поставщиков «запретительные условия сотрудничества». «Вятич» указывает на то, что ритейлер запросил с него 39,8 тыс. евро «за листинг и ввод артикулов». «Это не договор, а ультиматум», — считает господин Курагин.
Metro Group информацию «Вятича» о входных бонусах отрицает, отмечая, что предоставляет льготные условия работы местным поставщикам «из любого региона России». «Ни листинга, ни ввода артикулов для кировских производителей у нас нет. Единственное условие сотрудничества — качество продукции и упаковки, то есть готовность к штрихкодированию», — пояснила вчера руководитель по корпоративным коммуникациям российского подразделения Metro Cash&Carry Оксана Токарева, отметив при этом, что упаковка «Вятича» не отвечает выставленным требованиям.
Всего в кировском торцентре Metro представлена продукция четырнадцати кировских производителей, включая мясокомбинаты «Дороничи» и «Кировский», компании «Торгптица» (брэнд «Советское яйцо»), «Кироврыба», «Красносельский хлеб», а также агрофирму «Абсолют Агро». Оценивать примерную долю кировских производителей в общем объеме продукции местного торгцентра в Metro вчера не стали, поскольку переговоры с региональными компаниями еще идут (центр открылся вчера — „Ъ“). Так, по данным ритейлера, доля местных производителей в нижегородских мелкооптовых магазинах Metro Group составляет 40–60% (в Нижнем работает два центра Metro Cash&Carry, первый был открыт в 2005 году, второй — в 2007-м).
В правительстве Кировской области сообщили, что пока вмешиваться в конфликт не планируют: «Если число жалоб производителей вырастет, то мы обратим на них внимание, пока же это является лишь взаимоотношениями двух коммерческих структур». Мнения же других кировских производителей по поводу сотрудничества с Metro разнятся. «Условия, которые выставляет Metro, для нас абсолютно приемлемы, к тому же они дают нам возможность выходить в другие регионы», — говорит Сергей Доронин, глава агрофирмы «Абсолют Агро» — одного из кировских производителей, чья продукция представлена в кировском торгцентре Metro. «Для малого бизнеса там нет условий. Выставлены жесткие требования, например отсрочка платежа на 45 дней, и почти 20-процентная скидка на продукцию», — рассказывает директор колбасного завода «Холманских» Надежда Холманских.
Отраслевые эксперты отмечают, что подобные кировскому конфликты характерны для взаимоотношений крупных ритейлеров с региональными поставщиками. «Под бонусами можно понимать все что угодно, но есть взносы, которые обязательны к исполнению у всех торговых сетей, как федеральных, так и европейских. Поставщик платит за хороший канал сбыта, и в этом нет ничего страшного — это цивилизованная система торговли», — говорит аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Татьяна Бобровская. «Часто локальные производители не выдерживают стандарты качества, предъявляемые им сетями: не способны обеспечить необходимый объем продукции, регулярность поставок, условия оплаты и т.д. В результате существенная часть региональных компаний просто отсеивается. Такие компании должны повышать свою конкурентоспособность, а не требовать защиты у властей», — добавляет аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. Адвокат московской коллеги адвокатов «Князев и партнеры» Руслан Конорев считает, что к этому конфликту надо подключить региональное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которое по заявлению поставщиков может проверить деятельность ритейлера на предмет ограничения им конкуренции: «Если нарушения действительно есть, то успешный исход этого дела не исключен, хотя он полностью зависит от активности участников местного рынка».