Как стало известно РБК, винный холдинг "Ариант", считающийся одним из крупнейших собственников виноградников в Европе, увеличил площадь земель на 40%, добавив к ним 2,5 тыс. га в Краснодарском крае.

До сделки "Агрофирма "Южная", входящая в винный холдинг "Ариант" челябинских бизнесменов Александра Аристова и Юрия Антипова, владела 6 тыс. га виноградников в Темрюкском районе Краснодарского края. Новые земли — это 2,5 тыс. га в Анапском районе Краснодарского края, рассказал РБК руководитель пресс-службы холдинга Роман Грибанов. Около 1,1 тыс. га этой площади занимают виноградники, остальное — виноградопригодные земли, уточнил он.

Права на аренду земли до 2062 года, ранее принадлежавшие обанкротившейся компании "СПК им. В.И. Ленина", продали с торгов в середине мая за 145,5 млн руб. Конкурсный управляющий Артем Вахрушев сообщил РБК, что единственным претендентом на аренду было ООО "Уралпластик" из Пермского края, с ним и был заключен контракт. Представитель "Арианта" называет "Уралпластик" дружественной компанией, с которой будет заключен договор субаренды. Сам "Уралпластик" не ответил на запрос РБК. Президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович также знает, что сделка прошла в интересах "Арианта".​​

"Ариант" и до сделки был крупнейшим владельцем виноградников в России. Для сравнения: у ближайшего конкурента — крымской "Массандры" — 4 тыс. га. В этом году "Ариант" планирует заложить еще 500 га новых виноградников, говорит Грибанов. Затраты на закладку составляют примерно $10 тыс. на гектар.


Дорогой Крыма

Одна из причин, по которой владельцы "Арианта" решили расширять бизнес, — строительство дороги в Крым, передал через пресс-службу Аристов. Трасса заденет виноградники "Агрофирмы "Южная" на Таманском полуострове. Часть земель попадет в полосу отвода автодорожного подхода к Керченскому мосту, подтвердил РБК представитель Росавтодора (заказчик строительства). Площадь земель агрофирмы, подлежащих изъятию, составит около 16 га, говорит он, точный объем и границы участков будут определены после завершения проектирования. В случае изъятия земель для госнужд фирме будет выплачена положенная по закону компенсация, уточнил представитель Управления по виноградарству, виноделию и алкогольной промышленности Краснодарского края.

Выращивание новых виноградных лоз взамен утраченных займет несколько лет. Но владельцы "Арианта" на государство не в обиде: "То, что дорога в Крым пройдет по нашим землям, принесет массу положительных моментов", — уверен Аристов. Сейчас "Ариант" как раз планирует строительство в Краснодарском крае двух шато с целью развития винного туризма. Одно шато, завод шампанских вин с производством до 20 млн бутылок в год, будет расположено в Анапском районе, недалеко от аэропорта Анапы, где "Ариант" арендует новые земли. Второе — рядом с дорогой в Крым. "На Тамани, возле нового моста в Крым, мы строим "Шато Тамань", и все люди, которые едут отдыхать на полуостров, смогут заглянуть к нам, — объясняет задумку Аристов. — Количество россиян, отправляющихся на курорты Крыма, будет ежегодно расти, и мы сможем более массово и качественно популяризировать как винную культуру, так и нашу торговую марку [Chateau Tamagne]".

Кому принадлежат виноградники России

"Ариант" — локомотив виноградарства в России, — говорит председатель совета директоров "Абрау-Дюрсо" Павел Титов. — В свое время они получили хорошую сырьевую базу на Кубани".

Сам "Ариант" называет себя крупнейшим собственником виноградников не только в России (здесь он лидирует и по сбору винограда), но и в Европе. По словам Поповича, четкой статистики нет, но он не слышал о более крупных европейских виноградарских хозяйствах, принадлежащих одному собственнику.

До присоединения Крыма в России, по данным Росстата, было 62,4 тыс. га виноградников, из них на долю "Арианта" приходилась почти десятая часть всех площадей. Теперь, с учетом виноградников Крыма, в России 86,5 га. Чтобы обеспечивать себя вином из собственного винограда на 90%, России требуется 350 тыс. га виноградников, отмечает Петр Романишин, гендиректор группы "Фанагория", одного из крупнейших российских производителей вина.

В 2014 году урожай "Южной" составил 65,8 тыс. т винограда. Это 16,4% от всего винограда, собранного сельхозпредприятиями России. На втором месте — национализированная в прошлом году крымская "Массандра". В прошлом году на 4 га ее угодий собрали 16 тыс. т винограда, уточнила РБК гендиректор "Массандры" Янина Павленко. На третьем месте — кубанская "Фанагория" (2,7 тыс. га виноградников и 29,6 тыс. т).

"Ариант" и "Фанагория" первыми поверили в российское виноградарство и стали высаживать свои виноградники", — рассказывает Попович. За последние пять лет "Ариант" инвестировал в виноградники $70 млн, утверждает Аристов: "Это серьезные деньги. 12 лет назад, когда мы начинали свой виноградный бизнес, на такие суммы можно было покупать металлургические заводы".

Непубличный лидер

Владельцы "Арианта" — непубличные люди, они не любят рассказывать о своем бизнесе и почти не дают интервью. Бизнесом Аристов и Антипов занялись в конце 1980-х годов, он был связан вовсе не с вином. Основную выручку холдингу, названному по первым буквам их фамилий, до сих пор приносят заводы по производству ферросплавов: Челябинский электрометаллургический комбинат (по данным СПАРК, его выручка в 2013 году составила 29,2 млрд руб.) и "Кузнецкие ферросплавы" (выручка в 2014 году — 16,4 млрд руб.). На Урале их холдинг также известен благодаря мясной продукции под брендом "Ариант".

Производством алкогольной продукции партнеры занялись в 1996 году, когда запустили построенный самостоятельно завод "Центр пищевой индустрии — Ариант". Сначала на нем разливали вино из чужих виноматериалов. Но в 2001 году партнеры купили семь виноградарских хозяйств в Краснодарском крае, двумя годами позже объединив их в "Агрофирму "Южная".

В 2003 году в управление "Арианту" передали госпакет ЗАО "Абрау-Дюрсо" (70%), оставшиеся акции челябинцы выкупили у частных лиц. Но через три года Аристов и Антипов неожиданно продали этот актив бизнесмену Борису Титову (сейчас — бизнес-омбудсмен). "На тот момент мы, наверное, не были готовы в него инвестировать и развивать, — объясняет Аристов. — Когда мы купили "Абрау-Дюрсо", это было практически разорившееся предприятие, которое просто лежало".

Все так, подтверждает сын Бориса Титова, Павел, возглавивший совет директоров "Абрау-Дюрсо": "Ариант", вероятно, не видел в нем возможности развития, ну а мы, наоборот, увидели". После 2006 года семья Титовых выкупала акции государства и сейчас контролирует компанию.

В 2003 году "Ариант" купил завод "Кубань-Вино", построенный еще в 1956 году, предприятие пришлось серьезно модернизировать. По словам Аристова, всего за последние десять лет холдинг вложил в винный бизнес около $100 млн.

Сейчас "Ариант" — единственный крупный производитель в России, который выпускает вино практически целиком из собственного виноматериала. Холдинг также продает виноматериал другим производителям, включая тот же "Абрау-Дюрсо".

Выручка "Арианта" в 2014 году составила около 6 млрд руб., утверждает Аристов (представитель компании не смог уточнить, включает ли эта сумма НДС). Для сравнения: выручка "Аб­рау-Дюрсо" по МСФО в 2014 году составила 5,3 млрд руб. Выручка санкт-петербургской компании "Игристые вина" за тот же период — около 5 млрд руб. (без НДС), сообщил РБК основной владелец компании Василий Драган. Выручка "Фанагории", ближайшего конкурента "Арианта" по тихим винам, — 2,9 млрд руб. (данные СПАРК).

"Арианту" принадлежит два завода по производству вин: ООО "Кубань-Вино" в Краснодарском крае и "Центр пищевой индустрии — Ариант" ("ЦПИ — Ариант") в Челябинске. По данным Росстата, два предприятия в 2014 году произвели порядка 1,5 млн дал тихих вин и около 1 млн дал шампанских и игристых вин. В рейтинге по объему производства, предоставленном Центром исследований федерального и региональных рынков алкоголя, "Кубань-Вино" в 2014 году заняла седьмое место по тихим винам, а "ЦПИ — Ариант" — шестое место по игристым винам.

"Вино — это культура, и ее надо нести в люди"
 
Совладелец "Арианта" Александр Аристов — о своих инвестициях в виноделие.

Александр Аристов родился в августе 1949 года в небольшом городе Пласт Челябинской области. Бизнесмен не любит давать интервью, на вопросы о своем винном холдинге он ответил через пресс-службу.

— Вы давно инвестируете в винный бизнес. Почему вы заинтересовались этой отраслью?

— Я всегда был уверен, что такая развивающаяся и культурная страна, как Россия, обязательно начнет переходить на здоровый образ жизни, в котором вино заместило бы водку. Что сейчас и происходит! Сегодня можно смело сказать, что винный холдинг "Ариант" является №1 в виноградарстве. И не только в России, но и в Европе — с таким объемом виноградников. В 2015 году "Ариант" произведет 68 млн бутылок алкоголя [в 2014 году — 53 млн бутылок алкогольных напитков].

— Но почему тогда в 2006 году вы продали "Абрау-Дюрсо" Борису Титову?

— На тот момент мы, наверное, не были готовы в него инвестировать и развивать. Когда мы купили "Абрау-Дюрсо", это было практически разорившееся предприятие, которое просто лежало. В этот момент мы активно вкладывали деньги в виноградарство. А "Абрау-Дюрсо" без виноградников в нашей картине мира, в нашей стратегии развития бизнеса — это было предприятие, которое не имело перспективы развития. Виноградники на тот момент находились у государства, их было мало, и мы не видели перспективы развития. Поэтому мы заострили свое внимание на Таманском полуострове, на развитии виноградарства. Только за последние пять лет мы инвестировали в виноградники Тамани $70 млн. Это серьезные деньги. 12 лет назад, когда мы начинали свой виноградный бизнес, на такие суммы можно было покупать металлургические заводы. Мы продали "Абрау-Дюрсо" без малейших конфликтов и до сих пор в великолепных отношениях с его собственниками. Более того, готовим виноматериал для "Абрау-Дюрсо".

— Вы ждете качественных изменений в винной отрасли — в связи с присоединением Крыма, резким падением курса рубля в прошлом году и общим патриотическим подъемом?

— Я считаю, что еще до роста доллара и курса на импортозамещение в России произошли значительные изменения в винодельческой отрасли. Самое главное, что за последние десять лет у россиян изменилось само отношение к вину. Массовый потребитель стал меньше употреблять крепкий алкоголь, постепенно увеличивая покупки вина и шампанского. Это очень хорошая для виноделов тенденция. За последние десять лет отечественное виноделие сильно продвинулось вперед, и сегодня на рынке нашей страны предлагаются действительно качественные российские вина. Причем как крупных заводов-производителей, так и мелких виноделен. Последние предлагают на продажу в полном смысле слова "гаражное" вино, где хозяин одновременно и винодел, и работник. Они производят небольшой объем вина, но это действительно интересные, достойные вина.

Производство отечественного вина и шампанского растет, чего не скажешь про водку. Водка стагнирует, это видно в отчетах, в цифрах. Меняется приоритет у потребителя, и это самое важное изменение, которое произошло. Данная ситуация позволит людям, которые занимаются виноградом, увидеть тягу рынка к их продукту и инвестировать в дальнейшее развитие виноградников. Развивать более интересные сорта, применять более передовые и дорогие технологии. Все это однозначно приведет через четыре-пять лет к следующему кардинальному, качественному скачку в отрасли.

— Что нужно, чтобы бизнес начал активнее вкладываться в эту отрасль?

— На сегодня единственный крупный регион, идеально подходящий для производства винограда, — это Краснодарский край. Не Дагестан, не Ростовская область, где также произрастает виноград. Краснодарский край — это более стабильная зона для виноградарства в плане погоды. И то, что на сегодняшний день уже сделано региональными властями в Краснодарском крае и федеральными программами, это уже большой вклад в то, чтобы развивать отрасль. Но усилий только региональных властей все равно недостаточно! Есть хорошие примеры, как в других странах мира с каждой проданной бутылки вина пополняется некий государственный фонд, средства которого идут потом на развитие отрасли, на помощь виноградарям. В каждой стране мира, которая в состоянии выращивать виноград, понятие "собственное вино" — очень престижное и важное, это здоровье нации, это культурное наследие, которое культивируется государством. Хорошо, что в России сегодня прорабатываются очень важные законодательные изменения, регламентирующие зоны, в которых произрастает виноград, как принято говорить во Франции — апелласьоны.

Мое мнение — надо отменить ЕГАИС для вина, потому что вино — это другой продукт, это не водка и не коньяк. Вино — это слабый алкоголь, это культура, и ее надо нести в люди, а не ставить [производителям] препоны.

— Какова консолидированная выручка вашего винного направления в прошлом году?

— Около 6 млрд руб., а в этом году выходим примерно на 10 млрд руб.

— Сколько составили совокупные инвестиции? Окупились ли они?

— За последние десять лет инвестиции составили около $100 млн. Они еще не окупились. Мы работаем поэтапно, шаг за шагом. Были сделаны приличные инвестиции, а дальше с прибыли предприятие инвестирует в свое развитие.

— Намерены ли вы расширять производство?

— Мы хотим посадить еще около 2,5 тыс. га винограда и планируем строительство двух шато. Это "Шато Тамань" на Таманском полуострове и новое предприятие в Анапском районе. С туристическими зонами, с винным туризмом. Потому что мы видим колоссальный потенциал в агротуризме на российском побережье.

Часть дороги в Крым через Тамань пройдет по территории наших виноградников. В том числе и по этой причине мы купили 2,5 тыс. га земли под развитие виноградарства в Анапском районе. Причем этот проект будет включать и запуск нового винного производства, и зону винного туристического туризма возле курортного поселка Витязево, недалеко от анапского аэропорта. А на Тамани, возле нового моста в Крым, мы строим "Шато Тамань", и все люди, которые едут отдыхать на полуостров, смогут заглянуть к нам. Так что то, что дорога в Крым пройдет по нашим землям, принесет массу положительных моментов. Количество россиян, отправляющихся на курорты Крыма, будет ежегодно расти, и мы сможем более массово и качественно популяризировать как винную культуру, так и нашу торговую марку ["Шато Тамань"].

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments