Действие алкогольных лицензий петербургской компании "Марин Экспресс", занимающей около 7% в импортных поставках шампанского в Россию, было приостановлено 23 июля (не имея лицензий, она не вправе осуществлять закупки, хранение и поставки алкогольной продукции). Информация об этом появилась во вторник на сайте Росалкогольрегулирования (РАР).
Ветераны винного импорта
В пресс-службе РАР РБК пояснили, что в ходе плановой проверки было выявлено отсутствие информации о поставках алкогольной продукции "Марин Экспресс" в системе ЕГАИС.
Заместитель гендиректора "Марин Экспресс" Дмитрий Журкин отметил лишь, что "вопрос находится в стадии решения, ситуация все время меняется". Получить комментарий гендиректора и владельца 100% компании "Марин Экспресс" Андрея Кузьмина не удалось — предприниматель находится во Франции.
28 июля в базе данных Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области появилась запись о том, что "Марин Экспресс" подала исковое заявление с требованием признать недействительным решение РАР, а также ходатайство о возобновлении действия лицензии до вынесения судебного решения. Оба заявления оставлены без движения до 19 августа в связи с наличием в них формальных ошибок при подаче, следует из документов арбитража.
Компания "Марин Экспресс" является одним из крупнейших российских импортеров вин: по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в первом полугодии 2014 года она вошла в тройку крупнейших импортеров игристых вин, так как ввезла 1,2 млн л игристого вина (6,88% от всего объема импорта). Кроме того, компания стала крупнейшим поставщиком вин из ЮАР, одного из наиболее динамично растущих направлений на отечественном винном рынке: за шесть месяцев эти поставки составили 229 тыс. л вина, или 19,18% от всего объема из ЮАР.
"Марин Экспресс" — один из старейших игроков на рынке импортного алкоголя. Компания была основана в 1996 году Кузьминым и начинала с поставок на рынок Петербурга популярных слабоалкогольных коктейлей под брендом Greenall’s. Постепенно портфель расширялся за счет вин из Европы. Как следует из информации на сайте компании, сейчас дистрибуция "Марин Экспресс" охватывает все регионы России. Среди клиентов импортера свыше 400 компаний, включая крупную розницу. По данным СПАРК, выручка компании в 2013 году составила 2,224 млрд руб., чистая прибыль — 123,9 млн руб. Компания также развивает собственный розничный бизнес — владеет 15 винотеками под брендом Vinissimo в Петербурге, двумя точками в Москве и одной в Мытищах. Розничная лицензия, выданная ООО "Виниссимо", является действующей, согласно данным реестра РАР.
"Это действительно очень крупная и уважаемая на рынке компания, — рассказал РБК директор школы сомелье, писатель Эркин Тузмухамедов. — Они одни из первых в России начали профессиональное обучение сомелье, создали школу. Их ассортиментный портфель весьма хорош. Будет жаль, если с ними что‑то случится".
Сети в курсе проблем
Розничные сети уже получили из "Марин Экспресс" уведомление о возникших проблемах с лицензией. Руководитель управления по связям с общественностью X5 Retail Group (развивает сети "Перекресток", "Пятерочка", "Карусель") Владимир Русанов сообщил, что продукция, которую поставляла "Марин Экспресс", в основном присутствовала на полках магазинов X5 в Петербурге. "Остатки мы распродадим, новых поставок не принимаем", — говорит Русанов. Если компания-импортер восстановит лицензию, сотрудничество с ней будет возобновлено.
"Импортер уведомил сеть о прекращении действия лицензии, — рассказала директор по внешним связям группы "Дикси" Екатерина Куманина. — На данный момент "Дикси" временно приостановила закупки и ждет информации о возобновлении деятельности". Продукция, поставляемая в магазины "Дикси" "Марин Экспресс", представлена в сети пятью наименованиями — это одно шампанское и четыре позиции вина из Италии и ЮАР.
Менеджер по внешним коммуникациям "Auchan Россия" Евгения Каленова сообщила, что компания работает с этим поставщиком и уже получила извещение о том, что он лишился алкогольной лицензии. "Поставки этой компании в сеть прекращены", — пояснила она.
По мнению одного из собеседников РБК в другой компании-импортере, приостановка лицензии является неприятным, но не смертельным фактором для продавца вина, если срок приостановки не превышает трех месяцев. В качестве примера представитель компании-импортера привел проблемы известной компании Simple, которая в 2011 году не смогла получить новую лицензию взамен истекшей. Глава Simple Максим Каширин оценивал тогда потери компании от простоя в 2–3 млн евро.
Рынок не любит форс-мажоров
Глава юридической компании "Ладонин и партнеры" Алексей Ладонин считает, что последствия для импортера, не предоставившего сведения в ЕГАИС, могут быть куда серьезнее. "Непредоставление сведений об отгрузках в ЕГАИС часто является достаточным основанием для требования об аннулировании лицензии, — пояснил юрист. — Однако окончательное решение об этом принимает суд". По словам Ладонина, в его юридической практике встречались случаи, когда компании умышленно искажали сведения об отгрузках в автоматической системе учета для реализации теневых схем на рынке. "Суд будет выяснять, была в данном случае допущена неумышленная ошибка оператора, который вносит данные в ЕГАИС, или здесь усматривается умысел. На основании этого и будет принято решение об аннулировании или отказе в данном требовании", — пояснил Ладонин. По словам юриста, в последние два года регулятор не слишком часто требует аннулировать лицензии компаний, судебная практика по таким делам примерно на 55% не в пользу РАР.
Создатель водочных брендов "Путинка" и "Володя и Медведи" Станислав Кауфман считает, что приостановка лицензии крупной компании-поставщика несет риски, которые сложно просчитать в деньгах. "Взаимоотношения поставщиков с крупными сетями всегда строятся довольно непросто. Винный рынок в России довольно конкурентен, и если какая‑то компания не может продолжать поставки, всегда найдутся те, кто с радостью их заменит, — отмечает Кауфман. — Помимо прямых потерь компания без лицензии несет репутационные потери: на винном рынке не любят форс-мажоров".
По мнению директора отраслевого агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, прямые потери компании будут равны стоимости аренды складских помещений, где "зависнет" их продукция, которую они не смогут забрать. "Импортеры вин отправляют партии продукции постоянно, у них постоянно какой‑то груз в пути, — поясняет Дробиз. — Это значит, что "Марин Экспресс" не сможет получить месячный объем вин, уже отправленный производителем и еще не дошедший до России. Его придется разместить где‑то на таможенных складах и оплачивать хранение. Плюс ретейлеры могут выставить штраф за срыв поставок по контрактам".