О готовящейся сделке между ВБД и "Опольем" "Ъ" рассказали несколько участников рынка. По словам одного из них, ВБД еще в августе сделал предложение владельцам "Ополья" о покупке молочных активов компании. "Однако переговоры затянулись, возможно, из-за того, что собственники согласились только на продажу бизнеса целиком",— полагает собеседник "Ъ". Due diligence "Ополья" ВБД начал неделю назад, добавил он.
Член правления ВБД Марина Каган отказалась комментировать эту информацию. Гендиректор владимирской компании Светлана Зрянина рекомендовала обратиться за комментариями к одному из совладельцев Александру Кравцову. С ним вчера связаться не удалось. Про интерес ВБД к "Ополью" знает член правления "Юнимилка" Павел Исаев. Источник "Ъ" в ФАС рассказал, что от ВБД уже поступила заявка на одобрение сделки по покупке 100% в ЗАО "Холдинговая компания "Ополье"". В сентябре ФАС одобрила два других ходатайства ВБД — о приобретении 100% голосующих акций в уфимском ЗАО "Аллат" (один из крупнейших переработчиков в регионе) и омском ЗАО "Молоко Исилькуля". ВБД пока не сообщал о завершении сделок по этим активам.
ЗАО "Холдинговая компания "Ополье"" создано в 1993 году. Владеет тремя молочными комбинатами (Юрьев-Польский, Лакинский и Суздальский) во Владимирской области, мясокомбинатом и др. Выпускает молочную продукцию под марками "Вивио", "БиоЛайт", "Ополье". Выручка в 2009 году — 2,4 млрд руб., чистая прибыль — 169,7 млн руб. На конец июля совладельцами "Ополья", по данным "СПАРК-Интерфакса", являлись Геннадий Горшков, Александр Кравцов, Евгений Максимов, Евгений Фуфин и Александр Трутнев.
Как писал в марте журнал "Секрет фирмы", "Ополье" является крупнейшим игроком на молочном рынке Владимирской области: так, во Владимире у него 45% рынка, тогда как у ближайшего конкурента — компании "Юнимилк" (в 2004 году купила Владимирский молочный комбинат) — менее 30%. По оценке Молочного союза России, "Ополье" входит в топ-10 крупнейших переработчиков молока. Кроме собственных марок "Ополье" поставляет продукцию под private label для ритейлеров: "Лакомо" для "Ашана", "Красная цена" для "Перекрестка", "Вологодские кружева" для "Пятерочки".
Для ВБД "Ополье" станет очень выгодным приобретением, уверен глава Молочного союза Владимир Лабинов. "Они получат не только современные производственные мощности, но и хорошо выстроенный бизнес",— говорит эксперт. По его оценкам, годовой объем переработки "Ополья" составляет более 100 тыс. тонн молока в год ( в 2009 году в России было переработано 16,5 млн тонн). По мнению господина Лабинова, покупка "Ополья" может позволить ВБД (по данным Nielsen, за январь—февраль 2010 года доля составляла 28,3%) сохранить лидерство на молочном рынке, которое оказалось под угрозой после объявленного в июне объединения молочных активов "Юнимилка" (второе место на рынке; 16,5%) и Danone (третье; 14,3%).
Аналитик "ВТБ Капитала" Иван Кущ оценивает бизнес "Ополья" в 1,6-2,3 млрд руб. "За счет нескольких выпусков облигаций ВБД привлек около 24 млрд руб., примерно 14 млрд ушло на выкуп своих акций у Danone (18,4%.— "Ъ"), а еще 8 млрд пойдут на погашение синдицированного кредита в апреле 2011 года",— оценивает инвестиционные ресурсы ВБД господин Кущ. Вчера стало известно, что ВБД закрыл сделку по покупке у Danone своих акций за $470 млн.