Россияне начинают новый 2012 г. с надеждой на лучшее, но готовясь к худшему. Индекс потребительского доверия в стране снизился на пять пунктов, упав с 89 до 84 в четвертом квартале по сравнению с третьим кварталом 2011 г., говорится в исследовании Nielsen. По словам специалистов компании, снижение индекса потребительского доверия в России произошло за счет существенного сокращения числа респондентов, которые считают, что сейчас хорошее время для трат и увеличения числа тех, кто оценивает состояние собственных финансов как не очень хорошее и плохое.

Большинство российских респондентов (64%) по-прежнему экономят, чтобы сохранить свой семейный бюджет. Спасение семейного бюджета происходит за счет сокращения трат на развлечения вне дома и одежду (по 53%), расходов на короткие отпуска (43%) и перехода на более дешевые продовольственные товары (34%). Однако именно одежда остается статьей расхода свободных средств номер один для российского потребителя на протяжении последних нескольких лет, четвертый квартал 2011 г. не стал исключением: россияне собираются потратить свои свободные деньги на одежду в первую очередь.

Обеспокоенность состоянием экономики вышла на второе место среди российских респондентов (13%), в то же время политика не вошла в пятерку ключевых источников беспокойства в четвертом квартале. Источником беспокойства номер один у россиян у российских респондентов остается здоровье (17%), растущие цены на ЖКХ вызывают тревогу у 11% российских онлайн респондентов.

Негативные мировые тенденции лишь укрепляются и могут оказать непредвиденное влияние на рынок. Тем не менее, даже в условиях снижения потребительского доверия, российский рынок может остаться ключевым драйвером для производителей и ритейлеров в регионе.

В четвертом квартале 2011 г. мировой индекс потребительского доверия вырос на один пункт и достиг отметки 89, в то время как уровень потребительского доверия в Европе снизился в 24 странах из 27. Согласно последнему исследованию компании Nielsen, общий уровень потребительского доверия сократился в 35 из 56 стран. Индекс вырос на 12 рынках и остался на том же уровне в девяти странах.

Как говорит Венкатеш Бала, ведущий экономист Cambridge Group, в то время как экономические проблемы в Европе во второй половине 2011 г. принесли потребителям и мировым финансовым рынкам лишь ощущение нестабильности и уязвимости, хорошие новости пришли от двух крупнейших экономик мира – США и Китая, где индекс потребительского доверия восстановился до уровня первого квартала 2011 г.

«Растущее внутреннее потребление также поддерживает индекс потребительского доверия на динамично развивающихся рынках Индии, Индонезии и Бразилии. Тем не менее, замедляющийся рост ВВП и инфляционное давление в этих странах, несут в себе некоторые риски на следующий год», — комментирует специалист.

В США индекс потребительского доверия вырос на шесть пунктов до 83, а в Китае на четыре пункта до отметки 108, что позволило Китаю занять шестое место в списке самых оптимистично настроенных стран. Индекс потребительского доверия в Германии, четвертой экономике мира, остался на прежнем уровне – 87 пунктов.

Более половины (52%) онлайн-респондентов в мире оценивают состояние своих собственных финансов на 2012 г. как отличное или хорошее, по сравнению с 50% в третьем квартале 2011 г. Однако, 65% опрошенных потребителей отметили, что сейчас не лучшее время для покупок, что на 1% больше, чем в прошлом квартале.

«В целом личные траты потребителей останутся сдержанными и осторожными в первой половине 2012 г., — добавляет Венкатеш Бала. — Несмотря на то, что потребители становятся более уверенными в состоянии собственных финансов на следующий год, они все еще неохотно тратят деньги, особенно за Западе. Нарастающее напряжение на Ближнем Востоке, влияющее на цены на нефть, может только усилить беспокойство потребителей и негативно повлиять на их желание расходовать средства».

Экономика стала проблемой номер один для 18% респондентов в мире (6% рост по сравнению с третьим кварталом). В результате почти две трети (64%) потребителей по всему миру считают, что мы еще не вышли из рецессии (62% в прошлом квартале). Растущее число онлайн респондентов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (53%), Европе (74%), Ближнем Востоке и Африке (74%) и в Латинской Америке (47%) считают, что рецессия не закончилась.

В четвертом квартале 2011 г. каждый четвертый европеец (23%) оценил свои перспективы трудоустройства как отличные или хорошие, в третьем квартале подобные ответы дали 26% европейцев, а год назад – 28%. И в то время как перспективы трудоустройства выглядят относительно оптимистично в Германии, где более половины опрошенных (52%) оценивают возможность трудоустройства как хорошую или отличную (рост 11% по сравнению с прошлым годом), перспективы найти работу в сранах южной Европы (Италии, Испании и Греции) остаются крайне низкими.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments