Новое постановление правительства РФ, которое отменяет обязательную сертификацию большинства продуктов питания и косметики, призвано снизить бюрократические барьеры для развития бизнеса и снизить расходы производителей по выводу своей продукции на рынок. В то же время теперь потребуется гораздо больше усилий, чтобы убедить скептически настроенных российских потребителей, что продукты, которые они покупают, безопасны.
Как показали результаты недавнего глобального онлайн исследования Nielsen, Россия — в числе стран, где потребители менее всего удовлетворены качеством и уровнем обеспечения безопасности продуктов питания: только 32% говорят, что они уверены в безопасности продовольствия, которое они покупают в магазинах. И несмотря на рецессию и общий тренд на переключение на более дешевые бренды, две трети опрошенных заявляют, что готовы платить “премию” за гарантию безопасности продуктов.
С изменениями в законодательстве, которые вступили в силу с 15 февраля 2010 г., вся ответственность за качество и безопасность целого ряда товаров повседневного спроса возлагается на производителя. В качестве основного документа, подтверждающего безопасность продукции, теперь может приниматься декларация о соответствии, которая готовится производителем на основании собственных доказательств или доказательств, полученных при помощи независимых лабораторий.
По данным исследования Nielsen, большинство российских потребителей согласны с тем, что ведущая роль в процессе контроля за безопасностью продукции должна быть у производителя. — 71% опрошенных. 25% полагают, что за контроль безопасности продуктов питания должно отвечать государство, и лишь 4% считают, что это зона ответственности ритейлеров.
«Российские покупатели внимательно относятся к выбору места покупки продуктов питания, а имя производителя служит важной гарантией безопасности продуктов,” — отмечает Дуайт Уотсон, генеральный директор “Nielsen Россия”.
Производители также оказались на втором месте в списке самых достоверных источников информации при возникновении сомнений в безопасности пищевых продуктов (33% опрошенных).
Большинство же россиян больше доверяют средствам массовой информации (46%) в вопросах информирования о безопасности продуктов питания. Аналитики Nielsen отмечают, что это неудивительно, учитывая ведущую роль, которую сыграли российские медиа в 2009 г., по доведению до сведения широкой общественности проблем с обеспечением безопасности продуктов и фактов злоупотреблений, выявленных на протяжении всей продовольственной цепочки – от производителя до прилавка. 10% доверяют ритейлерам при возникновении сомнений в безопасности пищевых продуктов.
В то же время, есть большая вероятность того, что новые правила сертификации продуктов и рост обеспокоенности потребителей уровнем безопасности продовольствия помогут изменить ситуацию, и ритейлеры захотят разделить эту ответственность с производителями.
«Результаты нашего исследования содержат важное послание производителям и ритейлерам, — говорит Дуайт Уотсон. — Потребители хотят быть уверенными в безопасности продуктов. 51% россиян говорят, что гарантия безопасности продуктов является важным фактором выбора места покупки товаров, и 71% готовы доплачивать «премию» за эту гарантию. Очевидно, что непрерывная забота о свежести и безопасности продуктов может стать сильным конкурентным преимуществом».
Почти две трети опрошенных россиян (67%) считают, что они сами отвечают за безопасность того, что они покупают и едят. Чтобы избежать пищевых отравлений, лишь 21% говорят, что готовы есть купленные продукты после истечения срока их годности, даже если они хорошо выглядят и пахнут.
В целом россияне, чтобы обеспечить безопасность того, что они едят, чаще всего стремятся покупать экологически-чистые продукты (органические, выращенные в экологически чистых условиях, без применения химикатов и стумуляторов) (51%), а также продукцию местного/отечественного производства (75%). Как показали ответы респондентов, россияне считают такую продукцию более полезной для своей семьи. Также важным мотивом покупки такой продукции является поддержка местных производителей и фермеров.
«Наши исследования также показывают, что у потребителя зачастую нет полной и достоверной информации для того, чтобы сделать безопасный выбор, — говорит Дуайт Уотсон. — Совершенно очевидно, что потребуются объединенные усилия индустрии и государства по обеспечению безопасности продовольствия, чтобы удовлетворить потребности россиян. В первую очередь это касается повышения уровня информированности покупателей о том, что полезно и безопасно для них».
По данным исследователей, две трети россиян (68%) сообщают, что обращают внимание на надписи на продовольственной упаковке. Но лишь 38% говорят, что понимают, что там написано.
Да, шумихи было много на этот счет. В подобных случаях нужно обращаться в профильным организациям, а не слухи аккумулировать. Ту все подробно написано про порядок сертификации продуктов питания в России http://www.rospromtest.ru/content.php?id=65