В Киеве начали блокировать российские магазины "Спортмастер" и Gloria Jeans. В выходные активисты батальона "Азов" провели несколько демонстраций вблизи торговых центров.
Протестующие призывали бороться с российским бизнесом на Украине, в частности, бойкотировать магазины и рестораны. Помимо "Спортмастера" и Gloria Jeans, в их числе оказались O’stin, Carlo Pazolini, а также сеть "Кофе-Хауз". Насколько серьезна угроза российскому бизнесу на Украине?
Собственный корреспондент издательского дома "Коммерсантъ" в Киеве Янина Соколовская отмечает, что акции у торговых центров были, скорее, показными: "На телекамеры активисты сжигали российский флаг, говорили, что эти заведения будут закрыты, но никаких погромов не чинили. Нельзя сказать, что они угрожают магазинам или кафе, связанным с российскими инвесторами. Украинским активистам очень трудно будет проследить взаимосвязь между этими структурами и российскими гражданами, скорее, речь идет о российских брендах. Владельцами же являются украинские юридические лица, налоги платятся на территории Украины, и властям нечего вменить названным магазинам и ресторанам. А недовольство активистов к делу не подошьешь".
Ранее украинские гражданские активисты блокировали в стране отделения российских госбанков. В итоге президент Украины Петр Порошенко ввел санкции против пяти кредитных организаций с российским госкапиталом – "дочкам" Сбербанка, ВТБ и ВЭБа запретили выводить средства за пределы страны.
Бойкот российских магазинов и ресторанов на Украине будет менее результативным, считает финансовый аналитик группы компаний "Финам" Тимур Нигматуллин. Однако многие предприниматели могут задуматься о ребрендинге своего бизнеса на Украине, подчеркнул эксперт: "Это не повлияет на российский бизнес в целом, с точки зрения денежных потоков, но, несомненно, повлияет на рыночную стоимость этого бизнеса, потому что в нее будет закладываться политический дисконт. Ряд компаний успешно обходит подобную проблему. Наверное, лучшим примером является ребрендинг "дочки" МТС на Украине. Думаю, что в конечном итоге многие российские частные компании смогут произвести ребрендинг. Расходы на это не сопоставимы с потерями в связи с дисконтом из-за геополитических рисков. Расходы на маркетинг просто повышаются на некоторый период, может быть, в два раза".
Российский ритейл на Украине в основном представлен в сегменте одежды и обуви.
Сеть "Спортмастер" работает на Украине с 1996 года и имеет 26 магазинов в 14 городах. В 2015 году выручка на один магазин составила 47 млн гривен или более 100 млн руб. Компания вошла в сотню наиболее эффективных розничных сетей Украины. В кризис ритейлеру удалось сохранить бизнес в стране, за исключением восточных регионов. "Спортмастер" также продвигает на Украине собственный бренд одежды — O’stin. В стране работает 41 магазин этой марки.
Gloria Jeans приобрела свою первую фабрику на Украине в 2006 году. Через пять лет в стране были открыты 24 магазина одежды и пять предприятий. К 2014-му число фабрик выросло до 13-ти, но после смены власти на Украине компания была вынуждена остановить там производство. Потери составили 2 млрд руб. В 2015-м Gloria Jeans вновь открыла фабрику в Луганске, но на работу вернулись только треть сотрудников — 500 человек.
Сеть "Кофе Хауз" появилась на Украине в 2002 году. За 10 лет число кофеен увеличилось до 26-ти. За последние три года компания закрыла около 10 заведений. А летом прошлого года сеть была выставлена на продажу за $3 млн или 200 млн руб. по курсу того времени.
Весной 2014 года на Украине проводилась акция "Не покупай российское": она заключалась в бойкотировании товаров из России на магазинных полках. По подсчетам СМИ, за две недели кампании продажи такой продукции сократились на 40%.