Роспотребнадзор вновь создал проблемы для украинского пищепрома. В этот раз – непроизвольно, лишив молдавских виноделов доступа на рынок России, куда они в год поставляли продукции на $60 млн. Часть этих поставок производители молдавского вина намерены переориентировать в Украину. "Мы пытаемся увеличить продажи бутилированного молдавского вина на украинском рынке за счет кампаний по продвижению", – говорит директор Молдавской винной гильдии Виорел Гараз. В составе гильдии – 10 винодельческих компаний, которые продают 90% вина на молдавском рынке и занимают 40% в экспортных поставках.

"Объемы надо куда-то продавать. Молдавские вина могут конкурировать в нижнем сегменте, демпингуя при этом. Хорошее невероятно дешевое вино подорвет украинский рынок", – прогнозирует Геннадий Кулжинский, управляющий партнер агентства "Сайдо", стратегического партнера молдавской винодельческой компании Acorex.

В 2012 году из 20 стран-поставщиков вин в Украину доля Молдавии в импорте достигла 10% в денежном выражении (или $8 млн) и 25% – в физическом, сообщили в Ассоциации виноградарей и виноделов Украины (АВВУ). Всего за этот период в Украине через розничные сети было продано вина на $490 млн (данные Research & Branding Group).

Российское эмбарго, прогнозируют в АВВУ, вынудит молдаван нарастить свою долю в импорте Украины, как минимум, до уровня Грузии – $24 млн. "У Молдавии серьезные возможности и ресурсы вытеснить украинских виноделов с рынка, – уверен директор АВВУ Сергей Михайлечко. – Если ничего не изменится, то на рынке останется только несколько крупных украинских игроков".

Сергей Колесниченко, директор по маркетингу Крымской водочной компании ("Коктебель"), добавляет, что от демпинга молдавских виноделов если кто и пострадает, то только производители недорогого украинского вина.

Чумацкий шлях

Запрет на поставки вина из Молдавии в Россию введен 10 сентября. Причина – претензии к качеству молдавской продукции. В партиях молдавского вина "в запредельно высоком количестве" россияне обнаружили пластификаторы. "Значит, есть нарушения в технологии переработки, хранения материалов и готовой продукции. Все это неприемлемо для цивилизованного производства", – пояснил глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко.

 Экспорт в Россию составляет около 25-35% всего производства винодельческой продукции республики, или около $60 млн (в 2012 году). "Украина – самый простой путь для молдавских производителей, и большинство из них пойдут именно по нему", – считает Михайлечко. По его словам, у украинского рынка в глазах молдавских виноделов сразу несколько преимуществ: отсутствие запретов и заградительных пошлин, известность молдавских вин со времен СССР и близкое географическое расположение, что позволяет минимизировать затраты на логистику.

Заградительный ритейл

Молдавские виноделы уверены: широкий ассортимент, знание бренда "молдавское вино" позволяют рассчитывать на лояльность украинского потребителя, но росту продаж мешают торговые сети. "Основные трудности появляются в момент, когда обсуждаются условия включения вин в ассортимент супермаркетов", – констатирует Виорел Гараз. Именно украинская розница стала фактором, который помешал молдавскому продукту закрепиться на рынке в 2006 году – тогда Россия также ввела эмбарго на молдавское вино. "В Украине розница более систематизирована, чем в РФ, а, значит, и вхождение на рынок более сложное", – вспоминает Геннадий Кулжинский. Молдавские виноделы никогда не инвестировали в дистрибуцию и продвижение, добавляет он, в то время как для украинских компаний это обычное дело.

Представители ритейла уверяют: никакой дискриминации молдавских вин не было и нет. К поставщикам у ритейла общее базовое условие – должны быть хорошие продажи. "Если продукция пользуется спросом – она стоит на полке, если не пользуется – то такая продукция не продается. Мы зарабатываем за счет большого оборота, а не торговой наценки на единицу продукции", – уверяет начальник отдела по связям с общественностью компании "АТБ" Анна Личман.

Добиться оборачиваемости и стать желанными в ритейле виноделы Молдавии могут путем снижения цен. "Чтобы продать невостребованное в РФ вино и пополнить оборотные средства, они пойдут на демпинг. Для этого у них есть ресурс – господдержка в виде серьезных дотаций", – объясняет Михайлечко из АВВУ. По его прогнозам, цена молдавских вин в рознице может быть до 25 гривен/бутылка, то есть будет находиться в сегменте "средний минус".

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments