Центр агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС провел исследование и выяснил, что в России необходимо пересмотреть перечень социально значимых продуктов, пишет РБК. C соответствующими рекомендациями исследователи обратились в правительство.

В частности, эксперты РАНХиГС предлагают исключить из этого списка те продукты, которые входят в рацион наиболее обеспеченных семей (говядина), импортные продукты (например, яблоки из-за рубежа), а также товары, расходы на которые занимают мизерную долю в бюджете российских семей.

Сейчас в перечень социально значимых продуктов входят 24 товара: отдельные виды мяса (курятина, говядина и свинина на кости), мороженая неразделанная рыба, сливочное и подсолнечное масло, питьевое молоко, яйца, хлеб и мука, крупы (пшено, рис, гречка), овощи (картофель, белокочанная капуста, лук репчатый и морковь), яблоки.

При этом ценообразование этих продуктов определяет государство: если какой-то продукт подорожал в одном из регионов более чем на 10% в течение 60 дней — для него могут установить предельные розничные цены на срок до 90 дней. Механизм работает в России с 2010 года, порог подорожания был 30%, в конце 2020 года его снизили до 10%.

Также в ходе исследования выяснилось, что доля соцпродуктов в расходах россиян небольшая, а сами меры по ограничению лишь положительный «психологический эффект».

В Национальной мясной ассоциации утвержденный 12 лет назад список назвали «достаточно примитивным» — он не отражает сегодняшнего состояния производства и розничной торговли. А механизм регулирования цен со стороны государства является избыточным, поскольку конкуренция за покупателя между ритейлером и производителями позволяет достаточно эффективно регулировать цены на социально значимые продукты без вмешательства государства, добавили в Национальном союзе производителей молока.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

мп-спец-в-контенте