Долгожданный приход на российский рынок крупнейшей в мире пивоварни Anheuser-Busch состоится через несколько месяцев. Американцы договорились с Heineken о розливе своего основного брэнда Bud на принадлежащем голландцам петербургском заводе.
Вчера российское подразделение Heineken и Anheuser-Busch International, Inc. объявили о подписании лицензионного соглашения, по которому Heineken будет производить, продавать и осуществлять маркетинговую поддержку в России пива Bud. Производство начнется в ближайшие месяцы на мощностях “Пивоварни Хейнекен” в Санкт-Петербурге, говорится в заявлении. Bud будет выпускаться в стеклянной бутылке 0,33 л и 0,5 л, а также в алюминиевой банке емкостью 0,5 л. “Россия входит в пятерку крупнейших пивоваренных рынков в мире. Присутствие на этом рынке соответствует стратегии нашей компании по интернациональному продвижению брэндов”, — цитирует пресс-релиз Андрю Дэя, вице-президента по международной операционной деятельности компании Anheuser-Busch International, Inc. Это не первый случай партнерства Heineken и Anheuser-Busch: голландская пивоварня выпускает Bud в Италии и осуществляет дистрибуцию брэнда в Польше и на Канарских островах. При этом голландцы не опасаются, что Bud будет отъедать долю от их главного брэнда — Heineken. “Марки не будут конкурировать между собой, поскольку различаются по вкусу и рассчитаны на разного потребителя”, — утверждает Анна Мелешина, представитель российского подразделения Heineken.
Прихода Anheuser-Busch в России ждали давно. “Призрак Budweiser витал над рынком в течение многих лет”, — говорит директор по маркетингу “Балтики” Андрей Рукавишников. Но с тех пор на российском рынке появились марки большинства крупных иностранных игроков, однако американская пивоварня оставалась в стороне. “Лучше поздно, чем никогда; несмотря на то что темпы роста рынка снижаются, лицензионный сегмент остается привлекательным”, — считает Рукавишников. По его мнению, россияне мало знакомы с этим брэндом, поэтому его успех на рынке будет зависеть от того, сколько будет вложено в его продвижение. Ни в Anheuser-Busch, ни в Heineken инвестиции в проект не раскрывают.
Между тем это не первая попытка американских пивоварен проникнуть на российский рынок. Конкурент Anheuser-Busch — третья по величине американская пивоваренная компания Moslon Coors объявила о выходе на российский рынок год назад. По лицензионному соглашению розливом брэнда Coors Light занялись “Пивоварни Ивана Таранова” (ПИТ). Тогда компания рассчитывала, что в ближайшие годы марка Coors достигнет 2% российского рынка лицензионного пива, для чего в течение трех лет планировалось потратить на продвижение около $12 млн. В конце минувшего лета ПИТ приобрела Heineken, и вскоре после этого Molson Coors прекратила работу в России.
“Нам пришлось остановить проект по производству пива в России из-за смены владельца российской пивоварни, — объясняет Сильвия Морен, представитель Molson Coors. — Но мы не обязательно уходим навсегда”. Впрочем, конкретных планов у компании в отношении России сейчас нет, говорит Морен. Размер потерь в компании назвать отказались. А прежний совладелец ПИТ Евгений Кашпер полагает, что Molson Coors ушла из России, поскольку решила сосредоточить усилия на домашних рынках. В Heineken же утверждают, что по-прежнему выпускают Coors Light на принадлежащем им заводе ПИТ. “Мы продолжаем выпуск Coors Light в рамках действующего договора”, — говорит Мелешина из Heineken.
Справка:
Anheuser-Busch – крупнейшая в мире пивная компания по выручке и рыночной капитализации, контролирующая 49% американского рынка. В 2004 г. ее выручка составила $14,9 млрд, что на 5,6% больше, чем в 2003 г., чистая прибыль выросла на 8% до $2,24 млрд. Компания выпускает 30 марок пива (наиболее популярные – Budweiser, Bud Light, Michelob и Busch). Занимает 49% американского рынка пива. Heineken владеет в России 10 заводами в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Башкирии, Новосибирске, Екатеринбурге, Иркутске, Калининграде, Новотроицке и Хабаровске. Основные марки – “Бочкарев”, “Охота” и Heineken. По данным “Бизнес Аналитики”, в III квартале 2005 г. на лицензионный сегмент приходилось 7,5% всего пивного рынка в натуральном выражении и 13,9% – в денежном. Крупнейшими игроками этого узкого рынка являются Miller (12,4%), Holsten (10%), Tuborg (10%) и Efes (8%).