Минпромторг, Минсельхоз и Минэкономразвития России по-прежнему не могут договориться, каким будет закон "О торговле", которого больше года ждут производители, малый бизнес и, в конечном счете, потребитель. Пока нет консолидированной позиции по мерам регулирования, ведомства договорились проводить регулярный мониторинг цен на социально значимые продукты питания и оперативно реагировать на их рост.
Во вторник в Минсельхозе пройдет первое заседание межведомственной комиссии, на котором будут рассмотрены результаты мониторинга.
Без закона нет правил игры
О разногласиях и своих предложениях по закону представители министерств и заинтересованные участники рынка рассказали в ходе круглого стола, организованного государственно-патриотическим клубом партии "Единая Россия".
По словам помощника министра промышленности и торговли Станислава Зуева, у Минпромторга по-прежнему есть разногласия с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) по определению порога доминирования розничных сетей. ФАС и Минсельхоз ранее предлагали существенно снизить порог доминирования для продовольственных сетей — с 35% до 5-15% от общего объема торговли на региональном рынке.
"Мы не считаем правомерным устанавливать отдельные территории типа Москвы и Санкт-Петербурга в качестве территорий, где должен быть понижен порог доминирования", — сказал Зуев.
Минпромторг считает, что не должен устанавливаться особый порог доминирования и для других регионов, так как такой нормы нет в законе "О защите конкуренции".
По мнению руководителя департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза Кирилла Колончина, сегодняшняя ситуация, когда сети диктуют условия, ориентируясь на получение максимальной прибыли, практически "ставит сельхозпроизводителей на колени".
"Финансирование в рамках нацпроекта, господдержка животноводства — это точечные меры. Без единых правил торговли добиться конечного результата будет невозможно", — считает Колончин.
Минсельхоз предлагает включить в законопроект ряд мер по защите сельхозпроизводителей, в частности, запретить включать в договора поставки скрытые платежи "за вход на полку".
"Все фразы типа "полка", "бонус", то есть все скрытые формы выплат на проданную единицу товара мы предлагаем убрать и регламентировать вопрос оплаты, вопросы, связанные с возвратом товара, и ввести ответственность за незаключение соответствующего договора. Потому что, даже если мы все пропишем, но не будет ответственности, то торговая сеть может отказаться принимать товар", — пояснил Колончин РИА Новости.
Со своей стороны, руководитель департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынка Минэкономразвития Александр Пироженко призвал коллег "не демонизировать сети". По его мнению, торговые наценки "не берутся с потолка".
"Работа над законопроектом идет, и пока не удалось найти каких-то идеальных решений. Я считаю, найти формулу можно, но только в условиях равного диалога", — сказал Пироженко.
Сроки имеют значение
Проект закона о торговле должен был быть внесен в правительство еще в прошлом году. Президент РФ Дмитрий Медведев в ноябре раскритиковал ведомства за затягивание этого вопроса и поручил внести документ в декабре 2008 года.
Между тем, Минпромторг в январе обратился в правительство РФ с просьбой перенести сроки внесения законопроекта на четвертый квартал 2009 года. По мнению ведомства, не следует принимать скоропалительных решений в условиях кризиса, лучше еще раз все обсудить.
Однако, по мнению представителя Минсельхоза, законопроект будет внесен раньше. "Я сомневаюсь насчет четвертого квартала, я думаю, что закон будет внесен значительно быстрее, и упирается он сегодня исключительно в отдельные интересы, лоббируемые торговыми сетями, на мой взгляд", — сказал Колончин РИА Новости.
Он напомнил, что Минсельхоз подготовил свои предложения по законопроекту еще в 2008 году.
"Все, от поля до прилавка, включая малые розничные сети, просят сегодня этот закон. Без закона практически торговать в регионах невозможно, ведь сети не просто конкурируют, они душат сегодня мелкую торговлю и малый бизнес на селе", — сказал представитель Минсельхоза.
Вопрос цены
Участники дискуссии признали, что проблема регулирования сетевой торговли особенно остро стоит в условиях текущего финансового кризиса, когда покупательская способность россиян снижается.
Депутат Госдумы, координатор клуба Ирина Яровая привела пример, как дорожают молочные сосиски за счет наценок в торговых сетях. По ее данным, если производитель тратит на производство килограмма сосисок 110 рублей и продает их в розничную сеть по цене 187 рублей, куда включены 40 рублей бонуса для продавца, то на прилавке эти сосиски продаются уже за 267 рублей. Таким образом, прибыль производителя составляет 38 рублей с килограмма, а торговой сети — 120 рублей.
Как отметил представитель Минсельхоза, до сельхозпроизводителя сегодня прибыль в принципе не доходит. Однако министерство пока не собирается предлагать замораживать цены на социально значимые продукты питания, как это было сделано в ряде регионов в начале 2008 года из-за резкого роста цен.
"Мы не предлагаем никого ограничивать. Мы предлагаем правила прописать в законе. Что, предположим, на яйца птицы, как на социальный продукт, должна действовать такая-то норма максимальной наценки", — сказал Колончин.
Минсельхоз РФ в октябре 2007 года после резкого повышения цен на продовольствие на мировом и внутреннем рынке заключил соглашение с производителями и ритейлерами о замораживании цен на социально значимые продукты — хлеб, молоко, кефир, яйца и подсолнечное масло. Документ действовал более полугода.
Из-за скачка цен на продовольствие инфляция в РФ в 2007 году составила 12,9%, а в 2008 году достигла 13,3%, причем продукты питания подорожали за год на 17,7%.