Сколько тратят деньги москвичи? Экономический обозреватель телеканала "Москва 24" Константин Цыганков и корреспондент Иван Пашков проверили розничные сети трех ценовых категорий: "Азбуку вкуса", "Седьмой континент" и "Пятерочку", и увидели, как изменились ценники за неделю с 10 до 16 ноября.
Цены на продукты
Литровый пакет молока "Домик в деревне" жирностью 3,2% в "Азбуке вкуса" подорожал на 1 рубль, а в "Пятерочке" – сразу на 20. Там закончилась акция, а к прежней цене добавили еще пару рублей.
Что касается мясного отдела, то, например, стоимость сосисок "Клинские" "Молочные" выросла на 6 рублей в "Седьмом континенте", а в двух других сетях цены за неделю не изменились. Кроме того, на прошлой неделе "Азбука вкуса" и "Пятерочка" ощутимо повысили цену на подсолнечное масло "Олейна", сейчас конкурентов догнал и "Седьмой континент", добавив к стоимости литровой бутылки сразу 14,5 рублей.
Цены повысились и в кондитерском отделе. В "Седьмом континенте" плитка шоколада "Вдохновение" прибавила сразу 16 рублей. Два других магазина решили пока оставить цены на прежнем уровне.
Помимо этого, по данным Московской топливной ассоциации, средняя цена литра 95-го на столичных заправках сейчас составляет 35 рублей 99 копеек, это всего на 1 копейку больше, чем неделю назад.
Можно сделать вывод, что цены на продукты пусть не равномерно, но все же растут. Впрочем, есть в Москве магазины, где в ближайшее время ценники будут переписывать не вверх, а наоборот, в сторону понижения: это магазины одежды и обуви.
Обычно период распродаж осенне-зимних коллекций ближе к концу декабря, но в этот раз ритейлеры вынуждены были объявить сезон скидок намного раньше. По данным консалтинговой компании "Esper group", уже сейчас по полной стоимости в модных магазинах продается лишь треть товара, притом, что нормальный показатель – 50-60%. Но поток покупателей снизился, склады многих продавцов одежды затоварены, а значит, уже скоро мы можем увидеть и скидки в 70-80%.
"На сегодня мы цены пока не поднимаем. Мы наоборот вынуждены дисконтировать, для того чтобы стимулировать спрос. Из-за этого мы теряем еще больше свою наценку. Но у нас нет другого выхода: либо мы останемся с залежами этого товара, либо мы его продадим и деньги пустим в оборот", — говорит директор по развитию компании "Модный континент" Вячеслав Демидов.
Из-за резкого падения курса рубля ездить на шопинг в Европу стало бессмысленно, многие вещи в Москве сейчас реально дешевле. Но счастье шопоголиков будет недолгим, весенние коллекции значительно подорожают, а выбор вероятно уменьшится.
Конец счастью шопоголиков
Эра неконтролируемого шопинга в прошлом. Интерес к покупкам москвичи окончательно не потеряли, но количество посетителей магазинов по сравнению с предыдущим годом в среднем сократилось на 5-6%, а в ряде торговых центров и на 10%. Те, кто остались, теперь тратят деньги только на самое нужное.
"Мы говорим о том, что покупатели берут именно ту одежду, которая им необходима сегодня. То есть купить себе одну рубашку обязательно нужно, а вот покупка пяти рубашек – это ситуация, которой можно избежать. То есть и новую теплую куртку вряд ли будут брать и предпочтут носить старую", — рассказывает Вячеслав Демидов.
Осенние коллекции в этом году дороже прошлогодних на 10-12%. И это немного, считают эксперты. Объяснение здесь простое: то, что сейчас висит на плечиках в магазинах, было заказано и на треть оплачено ритейлерами еще полгода назад. Да и время неподходящее: перед Новым годом пугать покупателя новыми большими цифрами.
"Реакция ритейла на девальвацию замедлена, потому что товар уже на складе, а далее это накладывается и на сезон. А сезон традиционно связан с небольшим снижением цен: то есть декабрьские продажи стимулируются акциями, а акции – это, как правило, снижение цен", — утверждает старший вице-президент "Wikimart" Элдар Разроев.
Долго сдерживаться ритейлеры, впрочем, не смогут, ведь в этом году многие из них работали без прибыли. Удачей будет к январю выйти в ноль, признаются они. Поэтому уже в феврале москвичам придется привыкать к новым ценникам, на 20% больше нынешних. Сильнее всего имеют шанс подорожать аксессуары, в московских магазинах они и так продаются по цене в шесть-десять раз выше себестоимости. А где 10, там и 11.
Товары, безусловно, подорожают, говорят продавцы одежды и обуви, ведь большинство заказов на производство размещается на фабриках Юго-Восточной Азии, соответственно, оплачивается в долларах. Но, поскольку покупательская способность москвичей падает, таких заказов становится все меньше и меньше, и у наших компаний появляется возможность поторговаться.
Минимизировать негативный эффект от скачков валюты и упаднических настроений столичных шопоголиков владельцы магазинов пытаются всеми способами. Они ведут переговоры с хозяевами торговых центров с целью привязать арендные ставки к товарообороту, рассматривают возможность сокращения персонала. Ассортимент, скорее всего, в будущем году тоже придется оптимизировать.
"В связи с падением покупательской способности и в связи с изменением курса рубля на следующей коллекции будет корректироваться ассортимент. Меньше риска будет закладываться, меньше дорогой фурнитуры, каких-то экзотичных, слишком ультрамодных моделей. Коллекция будет, по-видимому, более спокойная", — говорит генеральный директор Национального обувного союза Наталья Демидова.
Будущий год – прекрасная возможность для российских производителей насытить рынок капсульными коллекциями, то есть линейками из 6-10 моделей, созданными в сотрудничестве с именитыми дизайнерами, считают эксперты.
Да и в принципе, любой кризис – это шанс потеснить зарубежных конкурентов. Ведь если до 2009 года доля российской продукции на рынке одежды не превышала 14%, то после кризиса она выросла до 17%. Текущий показатель аналитики оценивают в 21% и ждут, что он вырастет до 24%. Так что в ситуации "опять нечего надеть" московские модники ни в коем случае не окажутся.
"В целом то, что мы наблюдаем, — это поляризация спроса. То есть закупают либо больше дешевых товаров, либо больше очень дорогих товаров. Размывается средний сегмент, потому что средний класс чаще всего либо начинает экономить и покупает очень дешевые вещи, либо покупает меньше, но рассматривает эти покупки как инвестицию и готов потратить на них больше денег. Поэтому самый "западающий" сегмент – это классический средний ценовой сегмент", — рассказывает управляющий директор "Esper group" Дарья Ядерная.
Конечно, и у среднего класса тоже будет возможность красиво приодеться и приобуться, но, скорее всего, в следующем году на это придется потратить немного больше времени и денег, чем сегодня.
Рынок моды просядет?
Судя по всему, в ближайшие полгода модный рынок в России значительно просядет. Производители многих западных марок пересматривают свои планы по присутствию в стране в сторону сокращения, а некоторые и вовсе сворачивают свой бизнес в России.
Об уходе, например, объявил британский бренд "New Look", ритейлера напугала нестабильная политическая ситуация, санкции Запада и неустойчивый курс рубля. Прощаемся мы и с немецкой маркой "Gerry Weber": эта компания решила пока воздержаться от ведения бизнеса в странах с плохим кредитным рейтингом.
Впрочем, эксперты заверяют, массового оттока западных производителей одежды все же не предвидится.
"То, что мы сейчас наблюдаем, — это классический процесс консолидации сетей в период кризиса. То есть маленькие и средние компании будут уходить и разоряться, крупные компании будут консолидироваться и становиться еще крупнее", — утверждает Дарья Ядерная.
Многие бренды даже продолжают открывать магазины в этой ситуации. Например, "Sela" заявили недавно, что откроют еще 10 магазинов до конца этого года. Это даже больше, чем их первоначальный план. В качестве аргумента: освобождаются хорошие площадки, которые сейчас есть возможность занять по очень выгодным условиям, которые после кризиса будут стоить гораздо дороже или будут вообще недоступны.
В общем, голыми мы, похоже, не останемся, и на пустые вешалки в магазинах смотреть нам не придется.