В Новосибирске открылся новый гигантский торгово-развлекательный комплекс (ТРК) — четырехэтажная «Аура» (еще два этажа отведены под парковку). Площадь объекта почти 150 тыс. кв. м. Это больше, чем торговые площади другого новосибирского гиганта — ТРК «Мега» (130 тыс. кв. м, принадлежит шведской IKEA). Реализация проекта обошлась ЗАО «Ренейссанс Констракшн» («дочка» турецкого девелопера Renaissance Construction, зарегистрированная в Санкт-Петербурге) почти в 150 млн евро. Долгосрочное финансирование в размере 60 млн евро предоставил ЕБРР.

ТРК был построен ЗАО «Ренейссанс Девелопмент» (строительным подразделением той же турецкой компании). Оно же, кстати, возвело в Новосибирске «Мегу», а также до недавних пор второй по площади ТРК «Ройял Парк» (принадлежит местной УК «Успех»). Строительство «Ауры» началось еще в 2007 году, но осенью 2008-го по известным причинам было заморожено. Изначально на этом участке планировалось построить небольшой торговый центр площадью около 50 тыс. кв. метров. Но масштабы пришлось увеличить из-за потенциальных конкурентов. Среди якорных арендаторов нового гиганта — гипермаркеты питерской торговой сети «О’кей» и немецкой MediaMarkt (оба по 6 тыс. кв. м), девятизальный кинотеатр «Кронверк Синема» и развлекательный комплекс компании «Космик», компания Inditex (марки Massimo Dutti, Zara, Bershka). Среди других крупных арендаторов — «Детский мир», «Спортмастер», New Yorker, «Снежная Королева», «Уютерра», книжный магазин «Сократ». В зоне фуд-корта будут работать точки и отдельные кафе 15 операторов («Чашка кофе», «Суши Терра», «Блинофф» и т.д.), в том числе заведения американских сетей Carl’s JR (фастфуд) и TGI Fridays. Еще не все они открылись для посетителей, но к лету «Аура» должна задышать полной грудью.

Появления «Ауры» — настоящего гиган­та, разместившегося на углу Каменской магистрали и улицы Военной в правобережной части города, может заметно по­влиять на распределение торговых потоков в Новосибирске. Именно расположение собственники считают главным конкурентным преимуществом центра. По словам управляющего директора ЗАО «Ренейссанс Девелопмент» Эльхана Керимли, ожидается, что ежедневный трафик посетителей «Ауры» может достигнуть 30–40 тыс. человек в будни и в два раза больше — в выходные. Арендные ставки собственники не называют, но, по данным НГС, цена квадрата в «Ауре» не сильно отличается от цены квадрата в «Меге» (около 3 тыс. рублей).

Эксперты хорошо оценивают перспективы торгового комплекса, учитывая его масштаб, грамотный подбор и разнообразие представленных арендаторов. Благоприятствует «Ауре» и тот факт, что ее открытие происходит в период выхода из кризиса. Поэтому печальную судьбу расположенного не слишком далеко ТРК «Сибирский молл» (его площадь — 67 тыс. кв. м) он вряд ли повторит. Для многих очевидной является и некая схожесть нового центра с концепцией «Меги». С другой стороны, этот проект выгодно выделяет наличие мощной развлекательной составляющей, особенно кинотеатра (именно открытие мультиплекса «Киносити» в свое время вдохнуло жизнь в прежде пустовавший «Сибирский молл»). «Сочетание этих факторов способно обеспечить ТРК большой трафик. К тому же здесь привлекательным будет наличие крупного продовольственного гипермаркета и гипермаркета электроники», — уверен исполнительный директор консалтинговой фирмы «Корпус» Лавр Куприянов.

Очевидны и недостатки «Ауры». «Прежде всего это удаленность от транспортных остановок и метро и пробки на прилегающих улицах», — отмечает директор RID Analytics Елена Ермолаева. Но, как показывает практика работы «Меги», на подъездах к которой регулярно возникают заторы в праздничные и выходные дни (даже несмотря на то что шведы под давлением городских властей были вынуждены построить удобную развязку с виадуком на улице Ватутина), этот недостаток не останавливает новосибирских покупателей.

Открытие «Ауры» усилит конкуренцию между ТРК, за последние годы сильно изменившими представления новосибирских покупателей о качественном шопинге. «Пострадают в той или иной мере все центры, особенно те, которые находятся недалеко от «Ауры» — «Сибирский молл», «Мегас». Думаю, даже «Мега» почувствует отток покупателей, по крайней мере временный. В будущем все будет зависеть от того, какие ретейлеры будут интереснее для новосибирцев», — говорит Ермолаева. По мнению Лавра Куприянова, на поток посетителей в крупных ТРК, скорее всего, открытие «Ауры» серьезно не повлияет, хотя часть клиентов «Меги», вынужденных ранее ездить на левый берег из-за отсутствия аналогичных крупных проектов в правобережной части города, сделает выбор не в пользу шведов. Что касается арендаторов, то, по словам эксперта, их оттока из «Ройял Парка» и «Меги» ожидать не стоит. «Крупные бренды предпочитают открывать дополнительные магазины», — отмечает он. Пострадать могут только небольшие торговые центры, в которых часть сетей может закрыть свои отделы.

«Аура», похоже, станет одним из последних крупных торговых центров, открытых в Новосибирске. По мнению аналитиков, в ближайшие годы реализация в этом сегменте рынка таких больших проектов уже неактуальна — мест под солнцем для новых игроков уже не осталось. Более перспективным выглядит строительство торговых центров районного масштаба на окраинах города, аналогичных недавно открытому в отдаленном микрорайоне «Снегири» ТРК «Голден парк» (принадлежит УК «Успех»). Не привлекательны для инвесторов сегодня и сроки окупаемости крупных объектов, ориентированных на приток посетителей со всего города. Так, по мнению Елены Ермолаевой, если даже все площади «Ауры» будут заполнены, окупаемость проекта составит не менее 7–9 лет.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments