Кубанский предприниматель Вячеслав Дрига открывает в Краснодаре первый в регионе благотворительный магазин "Добрые вещи" и планирует запустить еще три социальных проекта.
От хорошего пива — к добрым делам
В апреле 2017г. в Краснодаре откроется благотворительный магазин "Добрые вещи". В конце 2017-начале 2018гг. аналогичные заведения могут появиться в Новороссийске, Армавире и Сочи, рассказал РБК Юг руководитель общественной организации "Свое Дело" Вячеслав Дрига.
Вячеслав Дрига родился 21 июля 1982 года в городе Усть-Лабинске. В 2004 году закончил информационно-библиотечный факультет КГУКИ по специальности "Библиотекарь", в 2016г. — юридический факультет КГИК и экономический факультет КубГАУ.
В 2007г. основал сеть пивных маркетов "Бодрисар", став ее гендиректором. В 2016г. продал свою долю в бизнесе (около 50%), чтобы "развивать спорт и предпринимательство на Кубани". По предварительным данным, сумма сделки составила более 80 млн руб.
"Впервые я увидел эту идею в Барселоне и решил реализовать ее в Краснодаре. По городу будут установлены 30 контейнеров для сбора вещей. Каждый человек, оставляя в таком ящике свою ненужную вещь (джинсы, куртки, сумки, рубашки и т.д.), прикасается к хорошему и таким способом делает мир вокруг немного лучше. Наша команда собирает эти вещи в сортировочном центре, стирает и перебирает", — пояснил бизнесмен.
Предполагается, что часть вещей будет продаваться в магазине, часть — раздаваться нуждающимся. То, что не удалось реализовать, планируется переработать в теплоизоляционный материал. Профильный цех в регионе собираются открыть в ближайшие 3-4 месяца.
Проект благотворительный — вся выручка после оплаты аренды и заработной платы сотрудникам будет перечисляться в спортивные и благотворительные организации города.
По оценкам бизнесмена, до выхода на безубыточность потребуется вложить 2 млн рублей. В перспективных планах проекта – открытие франшизы.
"В 2018г. собираемся продавать франшизу, вернее — отдавать. Проект социальный, мы не ставим задачу зарабатывать на продаже самой франшизы, она нужна для передачи нашего опыта тем людям, которые хотят реализовывать социально-значимые проекты", — пояснил Дрига.
Помимо магазинов "Добрые вещи", Вячеслав Дрига планирует запустить еще три социальных проекта. В частности, в районе ТРЦ "Красная площадь" в конце мая 2017г. откроется молодежный театр, на сцене которого будут выступать люди с ограниченными возможностями. В Апшеронском районе собираются до конца 2017г. завершить строительство спортивной базы отдыха.
"Мы также в начале мая запустим проект "Авоська дарит надежду". Он направлен на решение проблем самозанятости инвалидов, обеспечение их работой, приносящей средний по стране доход. Будем возрождать традиционное ремесло слепых людей — плетение сумок-авосек. Отличительной особенностью этих авосек будет их стильный внешний вид, они будут ярких цветов, с кожаными ручками. Проект при правильной системе продаж способен находиться на самоокупаемости", — рассказал Дрига.
Разные форматы добра
В России благотворительные магазины стали появляться в конце "нулевых". Проект "Спасибо!", открывшийся в 2010г. в Санкт-Петербурге, по словам организаторов, был первым в стране. Он работает по той же схеме, что будет использовать краснодарское заведение: около 90% собранных вещей раздается нуждающимся, 10% идет на продажу.
"Оставшаяся после покрытия всех статей расходов прибыль перечисляется на благотворительность. Ежемесячно это порядка 600-700 тысяч руб. Непригодная к использованию одежда идет на переработку" — рассказала РБК Юг руководитель PR-службы "Спасибо!" Ксения Чепига.
Магазины "БлагоДарю" в Волгограде работают по другой схеме —собранные вещи раздаются и продаются, но деньги поступают в ящики для пожертвований. Заведения не рассматриваются в качестве коммерческих структур и налоги не платят.
"Сейчас у нас осталось только два магазина из четырех. Два пришлось закрыть из-за того, что мы не смогли оплатить коммунальные услуги. Вещи у нас продаются по цене до 500 руб., деньги покупатели опускают в ящики для пожертвований, которые вскрываются по протоколу", — пояснила основатель проекта Галина Морозова.
От контейнеров в Волгограде отказались – через них поступало много одежды в очень плохом состоянии. Товар для продажи собирается у жителей города, также передают залежавшиеся вещи магазины. Открытие "БлагоДарю" потребовало минимальных вложений — помещения предоставили по символической стоимости, ремонт делали волонтеры, а оборудование предоставили спонсоры. По словам Морозовой, с каждого магазина благотворительным проектам перечисляется в месяц примерно 12-15 тыс. рублей.
Также в Волгограде работает благотворительный интернет-магазин "Добряш". По словам его организатора Катерины Никифоровой, все собранные средства идут на помощь животным. Продаваемые вещи собираются у горожан, вырученные от их продажи деньги могут целиком идти на благотворительность, иногда часть забирает продавец.
На грани бизнеса и благотворительности
Показатели эффективности и принцип работы таких заведений отличаются от стандартного магазина, пояснил организатор сети Danke-Shop в Калининграде Андрей Громнюк.
"И показатели эффективности они не совсем такие как в обычном бизнесе", — отметил предприниматель. По словам автора проекта, для того, чтобы выйти на самоокупаемость,требуется правильно подойти к выбору формата заведения, его расположения, оформления и т.д.
"С ростом известности проекта вырастает количество собираемых вещей. Соответственно, растут расходы на логистику, сортировку и хранение, а выручка магазина увеличивается не так быстро. Здесь важно правильно найти баланс, не торопиться быстро расти", — считает Громнюк.
Благотворительные магазины требуют большего внимания, чем чисто коммерческие проекты, отмечает руководитель магазина "БУлавка" в Ижевске Светлана Росс.
"Здесь значительно больше работы, чем в обычных магазинах. Возможности платить много продавцам нет, поэтому их трудно найти. Это должны быть единомышленники, для которых благотворительность стоит на первом месте, а потом уже заработок", — считает она.
Кроме того, сложно выстраивать отношения с нуждающимися, которым вещи раздаются бесплатно, говорит руководитель "БУлавки".
"Многодетные и малообеспеченные семьи зачастую не понимают, что это частное заведение, и требуют помощи как от государственных структур", — пояснила Росс.
По оценкам руководителя магазина, на самоокупаемость такого проекта можно выйти уже через три месяца, максимум год.