С общеевропейским потрясением от Brexit сравнил известный омский ритейлер Виктор Шкуренко шок в отрасли от поправок Ирины Яровой к закону о торговле. Но в итоге нашел его не столь сильным­, чтобы отказаться от планов вложить до миллиарда рублей в строительство в Омске собственног­о логистического комплекса.

– Виктор Васильевич, вы недавно вернулись из командировки в Мадрид, зачем, если не секрет, ездили, как там, в Европе, сейчас дела?

– Ездил по приглашению испанского партнера, инвестиционного фонда Thesan Capital. Этот фонд владеет, в том числе крупным производителем складского оборудования. И испанцы, зная о наших планах строительства логистического комплекса, продемонстрировали, как оно работает на больших современных платформах вроде складов всемирно известной марки Zara.

– Но Inditex, Zara – это же одежный ритейл, у вас другая специфика, другой ассортимент и, соответственно, условия хранения…

– Ну да, на их складах, понятно, нет холодильников, а в остальном… Мы же тоже уже давно не чисто продуктовый ритейлер, что у Димы Шадрина в "Победах", что у меня в "Низкоценах" весьма существенная доля non-food. У нас даже валенки на складах есть! Но вообще я, естественно, не просто на работу испанских складов ездил посмотреть. Thesan Capital может стать нашим партнером в строительстве комплекса. Это один из рассматриваемых вариантов – со своими­ ­плюсами вроде опыта и технологий испанцев, но и со своими рисками, от динамики валютных курсов например.

– Другие варианты есть?

– Самый простой – построить самим за свой счет. Но тут я должен оценить, возможно, нам предпочтительнее собственные деньги тратить на развитие сети, а на строительство привлечь заемные средства. Благо уровень долговой нагрузки у меня на данный момент очень комфортный, я могу сейчас брать кредиты, скажем, под 12% примерно. Альтернативный вариант – партнерство с фондом Raven Russia, самым крупным сейчас владельцем современной складской недвижимости в стране, у них около полутора миллионов квадратных метров площадей. Они сотрудничают с X5 Retail Group, которая собирается развивать в Омске свою сеть "Пятерочка". И Raven готовы построить складской комплекс, в котором половину будем арендовать мы, а половину – X5. Плюсы тут понятны, минусы же… Во-первых, владельцы-основатели фонда – британцы, Raven Group, они привыкли все делать на своих, импортных, материалах и технологиях, с импортным оборудованием, а потому очень дорого. Любой, наверное, омский предприниматель, которому предложат арендовать склад по 500 рублей за "квадрат", покрутит пальцем у виска, а для Raven это нормальная ставка.

 – Raven, кажется, уже начинал в Омске какой-то складской проект?
 
– Да, у них давно простаивает земля возле Дружино, на которой они сами собирались строить складской комплекс, но проект уничтожил кризис 2008 года. Сейчас они хотят вести строительство именно на этой земле, что для нас тоже минус – у нас у самих есть в собственности подходящий участок, достаточно­ неплохо расположенный – по улице 10 лет Октября. Последний вариант самый, так сказать, бюджетный – сотрудничество с ООО "САШИ". У них сейчас самый современный из действующих омских складских комплексов – по российским меркам тянет на класс А, если строго по западному стандарту – это Б+. И они готовы, во-первых, предоставить нам уже имеющиеся площади – около 6-7 тысяч "квадратов", а во-вторых, построить "под нас" вторую очередь.

– О каких примерно масштабах строительства и вло­­жений идет речь?

– Поскольку цена "квадрата" в разных вариантах различается, мы пока рассматриваем диапазоны. Примерно от 25 до 35 тысяч кв. м с учетом оборудования и от 500 млн до миллиарда рублей инвестиций. Вариант с "САШИ­", может быть, даже­ значительно­ дешевле. Существенные, конечно, вложения, но, в принципе, наши ежегодные инвестиции в развитие сети и сейчас доходят до 300 млн.

– А сколько сейчас у вас в собственности или аренде складов?

– Только на дистрибьюцию "Торгового дома Шкуренко" приходится 26 тысяч кв. м. Всего это 14 складов в шести разных точках города. Представляете, какая сложная сейчас у нас логистика?

– Сколько планируете затем экономить от её упрощения?

– Сейчас как раз делают оценку. Но нас уже предупредили, что по ситуации на данный момент выигрыш будет небольшим. Все дело в низкой стоимости рабочей силы в нашем регионе. То есть в каком-нибудь другом российском мегаполисе эта же логистика, водители, экспедиторы, грузчики и т.д. обошлись бы нам куда дороже, и, соответственно, выигрыш от комплекса был бы больше.

– Так, может быть, игра и не стоит свеч?

– Нет, комплекс, безусловно, нам нужен, чтобы создать безопасные условия труда и нормально развивать сеть дальше.

– Как, кстати, идет развитие? Очень хочется прояснить ситуацию с "АТ-Маркетами", например…

– А что непонятного с "АТ-Маркетами"? Вроде же и я, и Шадрин говорили, что мы не покупали эти комплексы. И Шушубаев, кстати, насколько я слышал, тоже не покупал. Владеют казахстанские бизнесмены, но другие.

– Неужели эти ТК вам были совсем неинтересны – там же ваши самые большие "Победы"?

– Они нам и сейчас интересны. Нам была неинтересна объявленная цена – посчитали её на тот момент завышенной.

– Кстати, о Казахстане и, вернемся к вопросу, о "Низкоцене­"…

– Следующую точку мы открываем буквально на этой или следующей неделе – это будет "Низкоцен" в Черлаке. Что же касается экспансии в Казахстан, то пока, признаюсь, мы её дотируем, отдача от двух уже открывшихся магазинов пока ниже средней.

– В чем проблема?

– Со стороны чиновников никаких проблем: мы же зашли туда, напомню, по предложению акима области.

– Конкуренты?

– В российском понятии конкурентов – других торговых сетей – там вообще практически нет. У нас в России даже с учетом Сибири и Дальнего Востока доля сетей в розничной торговле уже около 60%, а у них едва дотягивает до 20% в основном за счет Астаны и Алма-Аты. Проблема в том, что покупатели в принципе не привыкли закупаться в сетевых магазинах, в супермаркетах, мы там конкурируем с рынками, магазинчиками "у дома". У них в активе личные отношения – своих покупателей торговцы в лицо знают. И перебить эти отношения низкими ценами труднее – им неоткуда браться. Казахстанские производители, в отличие от российских, не дают сетям сколь-нибудь существенных скидок. Просто потому, что те сети, что есть, маленькие, выгоды от объемов продаж с ними не получишь.

– И что же вы намерены с этой ситуацией делать?

– Будем наращивать масштаб­ сети в Казахстане. Чтобы потом получить веские основания попросить те же скидки у производителей.

– Как вам, кстати, изменения во взаимоотношениях российских сетей с производителями, прописанные в свежих поправках в закон о торговле группой уже очень известного депутата Яровой?

– Шок, конечно, как у европейцев с Brexit. Только подумайте, долгие годы производители и сети налаживали отношения, общественные организации, отраслевые объединения и ассоциации с обеих сторон сформировали, сформулировали и, наконец-то, подписали "Кодекс добросовестных практик". В церемонии подписания первый вице-премьер Шувалов участвовал, руководители минпромторга, минэкономразвития, ФАС. Год назад на заседании правительства министр торговли Мантуров заявил, что в закон о торговле должны вноситься только те принципы и подходы, которые уже отработаны в рамках механизма саморегулирования, приняты производителями и торговлей, успешно действуют в рамках применения "Кодекса". И тут, извините меня, какая-то девушка или тетенька [Ирина Яровая] во время "Прямой линии с Путиным" поднимает руку – и всё! Все в шоке… К сожалению, в нашей стране слишком много часто зависит от одного слова первого лица.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments