Карты, деньги… две десятых процента. Еврокомиссия настаивает на ограничении размера комиссии по "пластиковым" транзакциям, совокупный объем которых в ЕС достигает двух триллионов ЕВРО в год.
В Брюсселе уже прикинули, что установление "потолка" отчислений может чуть ли не вдвое снизить годовую выручку европейских банков от такого рода операций. Предполагается, что поступления комиссионных по дебетовым картам сократятся с пяти до двух с половиной миллиардов ЕВРО. По кредиткам — с пяти с половиной до трех с половиной.
Изначально комиссионный лимит планируется установить только для так называемых трансграничных операций — таковой считается, например, когда ирландский турист оплачивает свой счет в парижском ресторане. А через пару лет новые правила распространятся не все европейские карточные транзакции без исключения. Разумеется, банкиры от такой перспективы не в восторге, зато потребители останутся довольны — обещают еврочиновники.
«Высокие комиссии, которые приходится уплачивать торговым предприятиям, в конечном итоге отражаются на цене товаров и услуг. А значит потребителю приходится платить больше».
Банки в свою очередь уверяют, что потребителей все равно заставят платить. После принудительного снижения комиссий, кредитным организациям волей неволей придется компенсировать убытки. И самый очевидный способ сделать это — повысить другие клиентские сборы, до которых руки регуляторов пока не дотянулись.
Сегодня размер комиссии по карточным транзакциям в ЕС ощутимо варьируется от региона к региону. Отчисления по дебетовым картам, скажем, в Дании не превышают одной десятой процента от суммы платежа, в то время как в Польше они в 15 раз выше. Что касается кредиток, то в Германии с операций по ним взимают почти 2 процента, а, например, во Франции — всего полпроцента.
Впрочем, по мнению ряда экспертов, это вовсе не означает, что французы счастливее остальных. Снижение комиссии в сложившихся рыночных условиях совсем необязательно приведет к удешевлению товаров и услуг — утверждают специалисты, ставящие под сомнение инициативу Брюсселя.
«Торговые предприятия едва ли используют эту возможность в интересах потребителя — они не снизят цены, а попытаются улучшить собственные балансы. Особенно, это актуально сейчас, когда потребление находится на низком уровне, и большинство ритейлеров пострадали в результате мер бюджетной экономии».
Однако, Брюссель явно намерен реализовать свои планы. И заодно положить тем самым конец десятилетней "войне" с платежными системами в ходе которой еврочиновники неоднократно пытались заставить лидеров рынка — Visa и MasterCard — поумерить свои комиссионные аппетиты. Однако, дальше нескольких антимонопольных разбирательств дело не пошло.
Свежую инициативу Европейской Комиссии представители платежных систем пока не комментируют. И, очевидно, нанимают все новых лоббистов. Их задача — помешать ратификации новых правил как Европарламентом, так и правительствами стран-членов ЕС.