Зотов аргументирует свое предложение тем, что производители газировки спонсируют основные политические силы США.
"В качестве поддержки действий президента РФ и правительства в отношении контрсанкций, предлагаем ввести ограничение на продукцию компаний The Coca-Cola Company и PepsiCo, являющихся официальными спонсорами Республиканской партии США и Демократической партии США соответственно, активно выступающих за продление санкций в отношении Российской Федерации", — пишет Зотов Медведеву.
Он также замечает, что заморская газировка, "согласно данным из открытых источников, наносит огромный вред здоровью, что губительно сказывается на здоровье нации".
"Более того, в контексте процесса импортозамещения необходимо внедрять программы поддержки отечественных производителей безалкогольных напитков", — указывает Зотов.
В заключение он предлагает "ограничить ввоз сильногазированных безалкогольных напитков компаний The Coca-Cola Company и PepsiCo на территорию Российской Федерации".
"Компаниям, осуществляющим производство на территории России сильногазированных безалкогольных напитков под указанными брендами, при производстве сильногазированных безалкогольных напитков обязать использовать ингредиенты российского производства и прошедшие сертификацию ГОСТа", — добавляет депутат.
Президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Дмитрий Петров утверждает, что производство напитков The Coca-Cola Company и PepsiCo из отечественных ингредиентов невозможно.
— Напитки производятся из нашей воды и нашего сахара, но основа рецептуры — готовый концентрат, который привозят из Европы, — рассказывает Петров.
В связи с тем что концентраты готовят по секретной рецептуре, наиболее вероятно, что российские заводы будут закрыты в случае применения санкций к компаниям.
— Получается, мы введем санкции сами против себя. Можно ждать дефицита на рынке безалкогольных напитков — "Кола" и "Пепси" вместе занимают порядка 40% рынка. Плюс применение этих мер приведет к безработице и значительному снижению поступлений в бюджет. И "Кола", и "Пепси" отчисляют сотни миллионов рублей на налоги, в совокупности это миллиарды рублей, — говорит Петров.
Согласно данным базы "СПАРК-Интерфакс", выручка от продаж ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" за 2013 год составила 67 млрд рублей, а налог на прибыль — 404 млн рублей. ООО "ПепсиКо Холдингс" в 2013 году заработало 80 млрд рублей, уплатив 158 млн налога на прибыль. У "Кока-Колы" 51 филиал в России и, по данным официального сайта компании, 11 тыс. сотрудников, у "ПепсиКо" — 39 филиалов и 23 тыс. сотрудников (также по данным компании).
"Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" и "ПепсиКо Холдингс" не смогли предоставить "Известиям" оперативного комментария на тему инициативы депутата.
В годовых финансовых отчетах обеих компаний за 2014 год затрагивается тема санкций.
— Продолжается ситуация на Украине и в Российской Федерации, и любые дальнейшие экономические санкции, которые могут быть наложены на Российскую Федерацию со стороны США и Евросоюза, могут негативно повлиять на дальнейшие производственные и финансовые показатели группы, — говорится в отчете The Coca-Cola Company. — Мы постоянно следим за развитием событий в этом регионе.
Тема санкций затронута и в годовом отчете PepsiCo, Inc. В документе напоминают о том, что "в 2014 году Россия объявила экономические санкции против Соединенных Штатов и других стран, которые включают запрет на импорт некоторых ингредиентов и готовой продукции из конкретных стран".
"Мы не ожидаем, что эти санкции окажут существенное влияние на нашу деятельность в России — на общие результаты или финансовое положение, — говорится в отчете. — Мы продолжим внимательно следить за экономической, рабочей и политической ситуацией в России".
При этом в документе отмечается, что и в 2014, и в 2013 году 7% общего объема выручки компании были созданы именно операциями в России. На декабрь 2014 года активы компании в России составили $4,5 млрд.
— Наша деятельность на Украине не является существенной в отношении наших общих результатов или финансового положения, — признает PepsiCo, Inc.
Профессор Института современного развития Алексей Скопин считает, что в случае ухода The Coca-Cola Company и PepsiCo из России освободившиеся 40% рынка могут освоить российские производители.
— У людей есть определенные вкусовые привычки, но, откровенно говоря, пить лимонад в жару — плохая идея. С утолением жажды лучше справляется, например, квас. В общем, производителям нужно найти российский напиток, который хорошо утоляет жажду и займет освободившуюся нишу. Плюс нужно найти аналог для тех, кто предпочитает пить виски с колой, — рассуждает Скопин.
Отметим, санкции против Coca-Cola и Pepsi — не первое предложение реакции на продление США и Евросоюзом санкций против России. Во вторник глава Минсельхоза Александр Ткачев заявил, что список продуктовых контрсанкций может быть дополнен кондитерскими изделиями, цветами и рыбными консервами. В среду председатель крымского Бюро винограда и вина Янина Павленко рассказала, что виноделы планируют обратиться к руководству страны с предложением ввести эмбарго на европейские вина.
Депутаты Госдумы не впервые хотят взяться за производителей сладких газировок. Год назад коммунисты предлагали ввести "налог на кока-колу" — специальный акциз на сахаросодержащие безалкогольные напитки. Юрист фракции КПРФ Вадим Соловьев пояснял "Известиям", что предложение продиктовано опасностью сладкой газировки для здоровья и решением Coca-Cola отозвать свою рекламу с ряда российских телеканалов в связи с санкциями против России.