Тайваньская Acer, год назад возглавившая список поставщиков ноутбуков на российском рынке, сменила приоритеты. В 2006 году основным направлением ее агрессивного маркетинга стал китайский рынок, а не российский, где Acer демонстрировала пятикратное увеличение продаж в прошлом году. Оптимистичных вендоров, свято веривших в силу российских нефтедолларов, сильно отрезвили продажи 2005 года: темпы роста оказались вдвое ниже запланированных.
«Мировой рынок персональных компьютеров в прошлом году рос более медленными темпами, чем ожидали от него аналитики. За год продажи увеличились всего на 13%»,— заявил президент Acer Джанфранко Лянчи, вспоминая прогнозы трех ведущих исследовательских компаний мирового компьютерного рынка. Самые объемные рынки — Северной Америки и EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) — значительно снизили темпы роста, и даже стремительно растущие потребности в компьютерах в Азиатско-Тихоокеанском регионе не смогли компенсировать падение спроса.
В этом году ситуация развивалась не лучше. Так, по данным IDC Research, продажи ноутбуков и персональных компьютеров в четвертом квартале 2005 года превысили 60 млн штук во всем мире, а уже в первом квартале года текущего едва дотянули до 56 млн. Даже если отбросить сезонный фактор, IDC говорит об устойчивом сокращении темпов прироста компьютерного рынка во всем мире. «В Западной Европе, одном из основных рынков, сбой дал главный катализатор роста — покупка компьютеров на замену старым»,— продолжил Лянчи.
Понятно, что и темпы роста продаж компьютеров в России тоже не обрадовали производителей. Данные IDC Russia показательны: российский компьютерный рынок снизил темпы роста с 32% в 2004 году до 22% в 2005 году. Ожидания аналитиков Dataquest и B&N относительно объемов российского рынка персональных компьютеров в 2005 году оказались вдвое выше фактических результатов, а в сегменте ноутбуков отличались от итоговых цифр на треть, говорит глава представительства Acer в России и Казахстане Глеб Мишин. Судя по исследованию Dataquest продажи ноутбуков в первой четверти 2006 года выросли до 303,7 тыс.— на 31,5% по сравнению с итогом первого квартала 2005 года. Это почти в полтора раза меньше прогнозов аналитиков: в прошлом году этому сегменту компьютерного рынка пророчили куда более высокие темпы прироста— 45–50% в год.
«Причины такой ошибки в прогнозах кроются в кризисе 2002–2003 годов, когда продажи компьютеров во всем мире не только не выросли, но и пошли на спад,— объясняет аналитик J’son & Partners Сергей Горбунцов.— На выходе из кризисного периода, в 2004 году, мировые продажи демонстрировали не виданную раньше динамику. Эксперты посчитали, что рынок продолжит рост и в 2005 году, но прогадали».
Второй причиной падения темпов роста рынка, по мнению Горбунцова, могла стать политика Intel, завышающая прогнозы по выпуску чипов: «Многие западные исследовательские компании отталкиваются от планов Intel и AMD— сколько те запланируют сделать процессоров». Хотя в российском офисе Intel уверяют, что количественные показатели рынка сейчас вообще потеряли актуальность и ориентироваться на них не стоит. «Дело не в том, на сколько в процентном отношении растет тот или иной рынок, он меняется прежде всего качественно, а не количественно,— рассуждает пресс-секретарь Intel Всеволод Семенцов.— Если продажи увеличились не на 30%, а на 15%, можно считать, что прогноз и реалии совпали».
«Судя по текущей ситуации на рынке снижение темпов роста в 2006 году, скорее всего, продолжится, однако мы не видим в этом серьезной угрозы нашему бизнесу на ближайшую перспективу, поскольку рынок все еще далек от насыщения»,— говорит старший вице-президент компании «Аквариус» (входящей в холдинг НКК) Владимир Шибанов. Но Acer, несмотря на то, что Россия для нее четвертый по объему рынок сбыта в регионе EMEA, угрозу уже ощутила, избрав стратегической целью Китай. «Входной билет для Acer на российский рынок оказался дорогим и не слишком рентабельным. Так было и с iRU — они тоже не очень понимали, сколько нужно вложить в маркетинг и сколько в итоге можно получить»,— говорит пресс-секретарь Rover Computers Лада Белан. Впрочем, по ее словам, даже снижение маркетинговых затрат Acer в России не отразится на рынке и, скорее всего, не скажется даже на объемах продаж. «Вендор еще долго будет получать дивиденды от своей агрессивной политики в 2004–2005 годах, еще долго объемы продаж будут расти на старых дрожжах»,— соглашается с ней Горбунцов изJ’son & Partners.