Как пишет газета "Вечерний Петербург", если сравнивать таблицы, предоставленные Центром мониторинга и экспертизы цен, то выяснится, что, например, цена на ацетилсалициловую кислоту поднялась в среднем на 20%, валидол подорожал на 20 — 30%, кетанов в некоторых аптеках прибавил в цене 20%, мезим-форте подрос на 15 — 20%, найз (гель) где-то подорожал на 5 — 15 %, цена на но-шпу поднялась на 5 — 10%.
Без изменений остались цены на некоторые сердечно-сосудистые препараты (энап, эналаприл).
Дефицит
Растущие цены — не самая главная беда, которая Ранее федеральные чиновники высказали опасения по поводу возможного дефицита лекарств в стране. В этой связи премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил Минздраву создать запас лекарственных препаратов. "Запас должен быть. Минздрав должен определить, какой это должен быть запас, где-то это три месяца, где-то – полгода. Только нужно его восполнять, как только возникнет необходимость – проводить новые конкурсы и закупать новые препараты в той части, которая является ответственностью РФ и регионов. Контролируйте это", – поручил он.
В Минздраве при этом еще совсем недавно говорили, что дефицита препаратов не должно быть: запас в регионах в среднем рассчитан на 4,5 месяца. Он оценивается в 17 млрд руб. Закупки за счет средств федерального бюджета лекарств, цены на которые регулируются, сделаны на 9 месяцев вперед.
Как ранее рассказали "Фонтанке" участники фармрынка, в течение 2015 года дорожать будут не только импортные препараты, но и их российские аналоги, многие из которых производятся из сырья, закупаемого за рубежом.
О подорожании лекарств свидетельствуют данные исследования DSM Group. Так, доля в продажах сетей препаратов низшей ценовой группы (дешевле 50 руб./упак.) сократилась с 7,3% в октябре 2013 года до 6,7% в октябре 2014 года; доля лекарств с ценовым диапазоном 50-150 руб./упак. сократилась за последний год на 2,6 процентного пункта (п.п): с 21,1% в октябре 2013 года до 18,5% в октябре 2014 года. Удельный вес лекарств ценой от 150 до 500 руб. за упаковку, напротив, вырос на 1,2 п.п. – с 46,9% до 48,1%. Лекарства ценой от 500 руб. за упаковку занимали по итогам второго месяца осени 2014 года долю 26,6% коммерческого рынка, что на 1,9% больше, чем в октябре 2013 года.
Контроль
Бороться с ростом цен на лекарства очень сложно, признают участники фармрынка. В середине декабря губернатор Петербурга Георгий Полтавченко даже пожаловался Д.Медведеву на отсутствие полномочий по контролю за ценами на жизненно необходимые и важнейшие лекарства (ЖНВЛП). Регулирование цен на ЖНВЛП введено в 2010 году законом "Об обращении лекарственных средств": они не могут стоить дороже зарегистрированной в Минздраве цены производителя плюс оптовые и розничные надбавки, которые устанавливают регионы. Цены на ЖНВЛП контролирует федеральный надзор, а регионы должны контролировать применение цен, напоминает Полтавченко. Но документа, устанавливающего порядок регионального контроля за применением цен, нет. Так что у региональных чиновников, и петербургских в том числе, нет правовой возможности контролировать цены, делает он вывод. Сейчас же региональные чиновники могут контролировать цены "только в рамках своей лицензионной деятельности", добавляет источник в Смольном. Комитет может мониторить цены лишь аптек, зарегистрированных в городе; контролировать цены у оптовых компаний и федеральных игроков у региона нет юридической возможности. И вот после введения санкций и появления возможных рисков с ценами город решил усилить контроль над всеми звеньями местного лекарственного рынка — именно за этим Полтавченко и обратился к Медведеву, уточняли "Ведомости".
Павел Расщупкин, директор по аналитике компании "АРЭНСИ Фарма" также полагает, что интерес к контролю цен со стороны региональных властей вполне объясним, учитывая текущую экономическую ситуацию с курсовой нестабильностью, а также тот факт, что большинство российском продукции производится из импортной субстанции. "Полномочия по регулированию цен федеральных аптек и оптовых компаний с одной стороны могут повысить контролируемость назначаемой наценки, с другой — усложнить работу компаний. Также нельзя исключать, что реализация полномочий регионов по контролю наценок может привести к росту дополнительных затрат участников товаропроводящей цепочки", — говорит он в беседе с РБК Петербург.