Онлайн-ритейлеры рассказали о масштабных проблемах на региональном уровне, сообщает «Ъ».
Источники на рынке онлайн-торговли рассказали изданию об обеспокоенности действиями региональных властей в условиях режима повышенной готовности. Например, в ряде регионов в последние дни были случаи задержания и остановки курьеров.
Кроме того, грузовики поставщиков останавливают на границах регионов в том случае, если они везут непродовольственные товары. Остановки грузоперевозок объясняются тем, что офлайн-ритейл не может торговать этими категориями товаров. В то же время, онлайн-магазины имеют право продолжать торговлю непродовольственныи товарами, но часто апелляция к соответствующему распоряжению правительства остаётся бесполезной.
Кроме того, власти некоторых регионов принудительно закрывают пункты выдачи заказов (ПВЗ). «В ПВЗ в разных регионах творится кошмар, их силовым образом закрывают, курьеров задерживают», — приводит «Ъ» слова одного из своих собеседников.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артём Соколов подтвердил, что во многих регионах останавливают курьеров и транспорт, а также закрывают склады и распределительные центры. По его словам, АКИТ известно как минимум о 2 тыс. подобных случаев за последние дни.
«Вопрос необходимо вынести на уровень правительства. Во-первых, утвердить единую форму пропуска для курьеров и поставщиков и понятную процедуру его получения. Во-вторых, еще раз дать разъяснение регионам, что дистанционная торговля разрешена, в том числе непродовольственными товарами, не только из списка первой необходимости», — указал Соколов.
Глава Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов также подтвердил случаи задержания курьеров, остановки автомобилей поставщиков и закрытия ПВЗ в регионах. По его словам, сейчас они разрешаются Минпромторгом в ручном режиме — через звонки в региональные департаменты торговли.
О попытках закрытия ПВЗ в ряде регионов рассказали и в Wildberries. При этом там отметили, что «после разъяснений представителей компании вопросы были урегулированы».
Похожие проблемы испытывают и службы доставки. В СДЭК рассказали, что в Орске, Белгороде, Ижевске, Пензе и Тюмени были устные указания о необходимости прекратить работу, а в некоторых регионах власти выпускали соответствующие документы. «Мы оспариваем местные решения: например, обжаловали постановление в Орске. Нашу жалобу удовлетворили», — указали в СДЭК.
В DPD также подтвердили дополнительные ограничения, введённые властями ряда регионов. «В Башкирии, Удмуртии, Ставрополье, Хабаровске, Новгороде сотрудникам нужна справка по специальной форме, в Коми и Саратове требуется получить на сотрудников специальные пропуска, которые выдает региональная администрация, в Карелии, Краснодаре, Оренбурге необходимо обратиться к местному муниципалитету для включения в списки непрерывно действующих организаций, в Туве для междугородней перевозки грузов водители должны иметь командировочные удостоверения. Но мы понимаем важность мер и действуем в соответствии с ними», — указал директор по маркетингу DPD в России Алексей Мерзляков.
Управляющий партнёр ГК «220 Вольт» Алексей Фёдоров назвал одним из самых «лояльных и вменяемых» регионов с точки зрения регулирования Санкт-Петербург. При этом он отметил, что и там встречаются случаи, когда представители местной администрации пытаются закрыть ПВЗ.
В свою очередь, территориальный менеджер сервиса доставки продуктов iGooods в Санкт-Петербурге Александр Фёдоров рассказал, что полиция иногда останавливает курьеров службы. В основном это происходит в городе Мурино, который с 31 марта закрыт на карантин по поручению губернатора. При этом у курьеров лишь проверяют документы, после чего их отпускают.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.