Падение рубля заставляет потребителей бродить по торговым центрам в поисках товаров, на которые можно "спустить" обесценивающиеся с каждым днем деньги, утверждает исследовательская компания Watcom. РБК спросил у продавцов импортных автомобилей, бытовой техники и одежды – всего, что закупается за валюту, а продается за рубли – насколько могут вырасти цены в ближайшее время.
Январь покажет
Исследователи из Watcom отслеживают потребительские потоки в крупнейших торговых центрах на ежедневной основе: психологическое давление заставляет людей активнее тратить деньги, поясняет директор по маркетинговым коммуникациям компании Мария Вакатова. Покупатели справделиво ожидают, что дальнейшее удешевление рубля приведет к росту ценников в магазине, и больше не откладывают покупки.
Если в конце сентября ретейлеры, торгующие техникой, в надежде на то, что курс рубля вернет свои позиции, говорили лишь о вероятности увеличения стоимости продукции к началу нового года, то теперь они почти уверены в этом. Продукция в салонах "Евросети" по ценам "догонит" курс доллара к новому году, и еще более серьезное подорожание ожидается в первом квартале 2015-го, рассказал РБК президент компании Александр Малис. "В нашей отрасли реакция на колебания валютных курсов приходит через 2–3 месяца. И значение имеет не только курс доллара, но и курс юаня, воны и йены", – отметил он.
Представитель компании Enter Екатерина Белоусова заявила, что поставщики бытовой техники и электроники в последние 2–3 недели заметно повысили закупочные цены. Повысят стоимость гаджетов и в сети "Связной". "Значимое изменение кросс-курсов валют на протяжении долгого времени может влиять на стоимость техники, производимой за рубежом", – объясняет представитель "Связного" Мария Заикина.
Руководитель отдела по связям с общественностью Inventive Retail Group (сети Re:Store, Sony, Nike, Lego и др.) Людмила Семушина обещает, что до нового года цены в их магазинах не вырастут. "Сейчас все зафиксировано, только новые линейки электроники приходят дороже, чем предыдущее поколение гаджетов – это норма", – сообщила она.
Один из крупнейших интернет-ретейлеров рунета Ozon уже немного поднял цены на технику и электронику, рассказал заместитель гендиректора Ozon.ru Дэнни Перкальски – на 5–10%. "Сейчас идет двойной процесс, с одной стороны рубль дешевеет, с другой – производители сами не заинтересованы в повышении цен, они по максимуму продают товары, ввезенные в Россию по старому курсу рубля", – говорит он.
Как рассказал гендиректор холдинга KupiVIP.ru Владимир Холязников, компания старается держать цены на одежду неизменными и наращивает объемы закупок, чтобы усилить переговорные позиции с поставщиками. У Finn Flare большинство категорий ассортимента производится за рубежом, а значит, взаиморасчеты проводятся в валюте: как ранее сообщала директор компании Finn Flare Ксения Рясова, она "надеется на укрепление позиций рубля после нового года и в вопросах ценообразования отталкивается от этого".
По словам начальника управления по связям с общественностью группы "Детский мир" Надежды Киселевой, увеличения стоимости товаров в компании если и ждут, то не ранее середины следующего года.
Поставщики импортной продовольственной продукции в большинстве случаев сильно ограничены контрактами, так что быстро поднять закупочную стоимость продуктов им не удастся, хотя и они, скорее всего, вынуждены будут это сделать в начале 2015-го. Один из крупнейших дистрибьютеров вина в России Simple пока не повышал цены для своих контрагентов, несмотря на валютные риски (компания закупает продукцию в евро), рассказал РБК соучредитель компании и вице-президент Анатолий Корнеев. "Часть рисков компания захеджировала еще в начале года, поэтому есть небольшая валютная подушка, которая позволяет пока не повышать цены. Однако если евро подорожает до 60 руб., компании придется компенсировать эту курсовую разницу", – говорит он.
У импортеров готовой продукции чай и кофе могут подорожать на уровень девальвации, то есть в среднем на 30% по ситуации на сегодня, говорит гендиректор российской Ассоциации производителей чая и кофе "Росчайкофе" Рамаз Чантурия.
Подорожают неизбежно
Nissan повысила цены на свой модельный ряд на 2–3% еще в апреле, сказал РБК представитель компании: "Мы смотрим на изменение курса евро к рублю, когда объявляем цены на наши автомобили". Из-за продолжающегося падения курса рубля производитель вынужден будет еще повысить цены на автомобили, признает он, но когда и на сколько – не уточняет.
Ford Sollers подняла цены на автомобили в среднем на 5% в течение года, сказал РБК представитель марки: "Мы стараемся минимально перекладывать повышение издержек из-за девальвации на покупателя". Представитель Renault также сообщил, что компания внимательно следит "за развитием ситуации и ростом курса валют и, несмотря на высокий уровень локализации производства, будет вынуждена в ближайшее время повысить цены", отказавшись раскрыть детали.
Представитель Mercedes отказался от комментариев. Но в середине сентября компания сообщала, что с начала года цены на ее автомобили, уже представленные на рынке, выросли в среднем на 3,5%. "Мы работаем в рыночной экономике и будем адаптировать прайс-лист под требования рынка", – говорил тогда представитель компании.
Volvo подняла цены на 1–1,5% в середине этого года. Компания не учитывает в ценовой политике "краткосрочные изменения валютных курсов", сказал РБК представитель марки; на изменение цены, скорее, влияют новый модельный ряд или начало нового календарного года. Сейчас, по его словам, компания готовит прайс-лист на 2015 год, но на сколько цены в нем изменятся по отношению к текущим, собеседник РБК не уточнил. Представитель GM обещал предоставить комментарий позднее. По итогам отчетности компании за девять месяцев этого года финансовый директор GM Чак Стивенс в телефонной конференции для инвесторов сообщил, что дальнейшие результаты GM в России будут зависеть от курса рубля и способности компании "компенсировать его снижение за счет цен". Представители компаний Mazda и Toyota отказались от комментариев.
Вслед за падением курса рубля цены на иностранные автомобили в ближайшие месяцы неизбежно вырастут на 5–10%, а по отдельным брендам, производство которых не локализовано в России, рост может оказаться еще больше, прогнозирует директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко. Сильнее всего подорожают автомобили нового 2015 модельного года, говорит он.