Минимальная розничная цена (МРЦ) на водку, предложенная Росалкоголем на 2013 год (170 руб. за бутылку емкостью 0,5 л), более чем на 30% выше текущего показателя — 125 руб. С момента введения института минимальной цены в 2010 году это самое серьезное повышение. В 2011 году цена увеличилась чуть более чем на 10% (с 89 до 98 руб.), в середине 2012 года — на 27% (с 98 до 125 руб.).

Сам размер новой МРЦ, на мой взгляд, никаких вопросов вызывать не должен. 170 руб. четко соответствуют нижней планке экономсегмента в будущем году с учетом себестоимости и различных наценок. Кроме того, уже сейчас реальная минимальная цена составляет 135—140 руб., а не 125. То есть реальное повышение для легальной продукции экономсегмента составляет не 30%, а чуть более 20%.

Другое дело, что мы все время забываем о том, что минимальная цена — это производная от акциза. Который у нас теперь растет как на дрожжах.

Схема 300-400-500 (ставки акциза на 2012—2014 годы), с блеском реализованная Минфином, приведет к тому, что к 2014 году бутылка водки, которая сейчас стоит 180—190 руб., будет стоить под 300 руб. И это не предел. В рамках Таможенного союза предполагается к 2020 году гармонизировать акцизы стран-участников на уровне 23 евро за 1 л чистого этилового спирта. По текущему курсу это около 920 руб. за 1 л этанола. Путем несложных подсчетов получается, что бутылка поллитровки при таком акцизе будет стоить 410—430 руб. Надежда на то, что подобное ценообразование приведет к резкому сокращению по­требления, выглядит по меньшей мере наивной.

Борьба с «зеленым змием» путем кратного повышения цены имела бы смысл, если бы у потребителя не было дешевой альтернативы легальной водке. А она пока, увы, есть. И это не только «левак», произведенный промышленным способом, это спиртсодержащие жидкости, это самогон.

Рост цен существенным образом повысит маржинальность всех производителей конкурирующего с легальной водкой продукта, начиная от владельцев заводов из южных регионов России и заканчивая производителями самогона на селе.

Кроме того, рост цены приведет к возникновению альтернативной системы доставки левого товара от производителя до по­требителя. Как-либо воздействовать на эту систему будет крайне сложно. В результате от относительной регулируемости розницы, которую можно наблюдать сейчас, мы перейдем к полной нерегулируемости.

Таковы последствия резкого роста акцизов и, как следствие, цен.

Логичнее было бы сначала довести до конца начатое в плане борьбы с «леваком» и медицинскими настойками, употребля­емыми внутрь отнюдь не по медицинским показаниям. Причем начатое вполне успешно, что само по себе уникально для текущей российской действительности. И лишь потом следует повышать цены. Объединение двух этих процессов в одном промежутке времени приведет лишь к резкому падению легального производства крепкого алкоголя и замещению его нелегальным.

В итоге вся та работа по легализации рынка, которая была проделана государством за по­следние два с половиной года, обернется ничем. И тогда мы опять начнем всерьез обсуждать возможность введения госмонополии на производство алкоголя, создания сети государственной розницы, внедрения сухого закона и прочих утопичных мер, не имеющих никакого отношения ни к логике, ни к здравому смыслу.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments