Местным производителям удалось еще немного увеличить свою долю в обороте розничных сетей Татарстана. По итогам прошлого года она составила 56% против 55-ти в 2008 году. Как выяснила газета "БИЗНЕС Online", больше других продукцию местного производства "любят" татарстанские же торговые компании. А меньше всех – продовольственные дочки немецкого холдинга Metro Group.

По мнению экспертов, розничные торговые сети — один из самых перспективных каналов сбыта для производителей. На него уже сегодня приходится до 50% розничных продаж их продукции. Причем доля сетей в общем объеме торговли растет бурными темпами даже на фоне кризиса. Причина на поверхности — крупный ритэйлер в состоянии обеспечить местному производителю значительные объемы реализации его продукции и отлаженную логистику. Самостоятельно  развезти товар по 200 магазинам, или доставить одну фуру на распределительный центр крупной торговой сети — для производителя более чем значимая разница.

Согласно докладу министра торговли и промышленности РТ Равиля Зарипова на итоговой коллегии минпромторга, опубликованному на сайте ведомства, удельный вес продукции местного производства в торговых сетях Татарстана по итогам 2009 года составил 44% в ассортименте и 56% — в товарообороте. В "живых деньгах" реализация республиканских продовольственных товаров в среднем по торговым компаниям увеличилась более чем на 300 млн. рублей. Но если внимательно посмотреть, на прилавках каких именно ритэйлеров больше всего товаров Татарстана, становится понятен главный принцип попадания местной продукции в сети.

ЗЕМЛЯК ЗЕМЛЯКУ — ПОСТАВЩИК И ПРОДАВЕЦ

[Эдельвейс] По итогам четвертого квартала прошлого года активнее других продукцию местных производителей продвигали наши, татарстанские, торговые сети. Наибольшую долю товары местного производства занимали в ассортименте сети "Эдельвейс" — 67%. Соответственно, активным в этой сети был и оборот произведенных в Татарстане товаров – 73% общего объема.

Второе место по "земляческому принципу" формирования ассортимента в конце прошлого года заняла крупная торговая сеть Закамья – "Народный". В ассортименте магазинов этого ритэйлера доля местных производителей составила 60%, а в обороте – 72%. По словам главного менеджера управляющей компании сети "Народный" ООО "ТК "ПиК" Елены Бондаренко, преимущество для сети в сотрудничестве с местными производителями – в предпочтении их товаров со стороны покупателей. "Прирост доли татарстанских поставщиков в прошлом году составил 25% за счет увеличения ассортимента и повышения цен, — рассказала она "БИЗНЕС Online". — Мы работаем почти со всеми местными производителями, соответственно если их станет больше, то и доля продаж возрастет".

На почетном третьем месте – "Ак Барс Торг", "дочка" многопрофильной татарстанской группы "Ак Барс Холдинг", которая несколько лет назад стала франчайзи сети продовольственных супермаркетов "Пятерочка" в Татарстане. В ассортименте ее магазинов на территории республики доля местных производителей составила 59%. А в обороте сети – 64%.

ВАРЯГ ТАТАРСТАНЦУ — НЕ ТОВАРИЩ?

На этом фоне федеральные ритэйлеры продвигают продукцию местного производства достаточно вяло. И это головная боль татарстанских властей, которая впервые дала о себе знать еще в самом начале потребительского бума в республике – в 2005-2006 гг. Но продукция местного производства до сих пор не занимает и половины прилавков варягов.

Лучше прочих здесь выглядит крупнейшая российская сеть "Магнит". В ее ассортименте доля [Магнит] татарстанских товаров по итогам прошлого года составила 37%. Что касается оборота сети, то местная продукция занимает в нем 42%. Еще меньшие цифры, по официальным данным, демонстрирует Перекресток: 27% в ассортименте, 39% — в обороте. На третьем месте среди федералов по присутствию товаров местного производства расположилась сеть гипермаркетов "Реал", представленная на рынке республики всего одним магазином в Казани. В его ассортименте доля региональных поставщиков составила 21%, в обороте – 30%.

"Не могу согласиться с тем, что местный производитель в наших магазинах представлен хуже, чем где-либо. Насколько мне известно, в республике реализацией продтоваров занимаются около 10 тысяч предприятий розничной торговли, в том числе 25 сетевых операторов. Республиканская продукция присутствует в ассортименте всех крупных торговых сетей, при этом ее удельный вес в структуре продаж некоторых продуктов составляет более 70 процентов. Это относится к продажам хлеба и хлебобулочных изделий, овощей, говядины и свинины, яиц, молока и кисломолочных продуктов", — рассказал "БИЗНЕС Online" Радик Ибрагимов — директор филиала "Приволжский" X5 Retail Group N.V. (управляет магазинами Карусель, Перекресток, Пятерочка+).

Меньше всего внимания продукции местного производства уделяет другой проект головной компании сеть "Реал" — Metro Group. В ее гипермаркеты METRO Cash&Carry в Казани и Набережных Челнах татарстанские поставщики завозят всего-навсего 16% от ассортимента, а в обороте сети доля местных товаров составляет лишь 29%.

[Метро] Означает ли это, что федералы намеренно снижают выкладку местных товаров в своих сетях? По словам Ибрагимова, есть только одна причина, по которой сети могут отказать в сотрудничестве. "Это качество. Вся продукция, реализуемая в наших магазинах, проходит строгий входной контроль. Исключений здесь нет, в том числе и для местного производителя, — отмечает он. — Могу с уверенностью сказать, что мы не станем продавать товар, который не востребован — низкого качества, в плохой упаковке".

По оценке Ибрагимова, доля республиканской продовольственной продукции в торговых сетях постоянно растет. "Например, по сравнению с прошлым годом в среднем на 5-8%. На начало 2010 года в ассортименте наших магазинов свежие овощи местного производства составляли до 90%; масло сливочное – до 56%, молочная продукция – до 48%; яйца – до 95% и т.п", — рассказал он "БИЗНЕС Online".

Но помимо товаров местных производителей, которые обязательно составляют существенную долю ассортимента магазинов, федеральные ритэйлеры имеют возможность предложить покупателям продукцию российских и западных производителей – причем, благодаря большим объемам закупок, по достаточно интересным ценам.

По мнению руководителя Х5 Retail Group в Поволжье, в целом, наметившаяся тенденция роста доли местных производителей в обороте розничных сетей сохранится. "Но свои коррективы внесет новый закон о торговле, — добавляет Ибрагимов. — Наша компания будет максимально скрупулезно соблюдать все его требования. От действия закона мы попытаемся получить максимальную выгоду для наших покупателей и максимальное конкурентное преимущество для себя".

Справка

Оборот розничной торговли в 2009 году составил 394 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом он снизился на 2%, оборот общественного питания уменьшился на 14,6%, объемы бытовых услуг – на 1%. Среди регионов, входящих в Приволжский федеральный округ, по товарообороту Республика Татарстан по итогам 2009 года находится на втором месте. В условиях финансового кризиса население стало меньше покупать непродовольственные товары, их доля в структуре продаж уменьшилась с 55% в 2008 году до 51% в 2009году.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments