Уральские товаропроизводители, не дожидаясь вступления в силу федерального закона о торговле, определились, как упорядочить отношения с ритейлерами. Отраслевая ассоциация «Уралпищепром» считает необходимым отказаться от бонусов за присутствие товаров, а также пользоваться типовым договором между торговыми сетями и поставщиками. Ритейлеры считают, что принимать эти условия нет никаких оснований.

Как рассказал „Ъ“ исполнительный директор ассоциации «Уралпищепром» (объединяет производителей пищевой продукции Свердловской области) Иван Колодяжный, разработка комплекса мер, призванных упорядочить отношения с торговыми сетями, началась еще в мае. «Первоначально мы рассматривали два варианта соглашений с ритейлерами — мягкий и жесткий, и остановились на последнем», — сказал он. По его словам, этот вариант предусматривает отмену всех бонусов в торговых сетях, в том числе за входной порог и за расположение на полке (сейчас, по данным «Уралпищепрома», составляют от 12% до 35% от стоимости товара), а также внедрение типового договора, жестко регламентирующего условия поставки, приема и расчета за товар. Срок оплаты по социально-значимым продуктам, по мнению участников «Уралпищепрома», должен составлять не более 14 дней. «Мы решили не дожидаться принятия федерального закона о торговле, потому что он не учитывает всех местных нюансов», — пояснил господин Колодяжный. Теперь, по его словам, производители ждут ответа от ритейлеров.

Закон «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ» сейчас находится в разработке, планируется, что он вступит в силу 1 января 2010 года. Его итоговая версия вчера была внесена в правительство. В нем, в частности, оговаривается, какие именно платежи и штрафные санкции сети не могут навязывать поставщику — это так называемая плата за вход, плата за изменение ассортимента поставок, возмещение убытков от порчи товара, когда он уже перешел в собственность сети, и т. д.

Представители местных торговых сетей считают предложения «Уралпищепрома» популистскими. «Бонусы придумали не розничные сети, а компании-производители, которые хотят попасть на лучшие места в магазинах», — указал президент сети супермаркетов «Кировский» Игорь Ковпак. «Я просто физически, например, не могу разместить продукцию всех производителей колбасы, поэтому выбираю только пять поставщиков. Это позволяет каждому производителю понять, насколько он конкурентоспособен», — добавил президент торговой сети «Елисей» Александр Оглоблин. Директор Уральского филиала X5 Retail Group Алексей Красников напомнил, что его компания уже отказалась от бонусов на большинство товаров. «Лишь около трети поставщиков добровольно платят за „полку“, поскольку это неотъемлемая часть их маркетинговой политики — они сами хотят, чтоб их бренды располагались строго в определенных местах», — подчеркнул он.

Не видят ритейлеры и пользы от типовых договоров, настаивая на том, что договариваться с каждым производителем необходимо в индивидуальном порядке. «Это предмет отношений двух хозяйствующих субъектов. Я считаю, что о принятии подобных соглашений сегодня говорить вряд ли уместно, поскольку ритейлеру также трудно, как производителю. Уже сейчас заметно снижение продаж по отдельным товарным позициям. Например, по натуральным сокам оно составляет до 15% по сравнению с докризисным временем», — пояснил исполнительный директор союза участников потребрынка «Альянс» Алексей Подоляко. Он также напомнил, что по инициативе «Альянса» в 2008 году уже вводилась фиксированная торговая надбавка на ряд социально значимых продуктов, которая действовала до конца мая 2008 года. Однако заметного влияния на рынок эти ограничения не оказали, кроме снижения социальной напряженности. «Дополнительного покупательского потока сетям это не прибавило. Более того, сети были вынуждены компенсировать потери за счет увеличения наценки на другие товары», — рассказал Алексей Подоляко. По его мнению, производители в качестве выхода из ситуации могли бы развивать собственные точки продаж, например, киоски.

Не верят в то, что торговые сети могут принять типовой договор, разработанный отраслевым союзом, и некоторые его участники. Совладелец комбината «Черкашин и партнеръ», который входит в «Уралпищепром», Александр Черкашин: «Всем ясно, если даже отменят бонусы, то торговые сети все равно их будут использовать, только называться они будут не бонусами, а как-то по-другому. Думаю, что в первую очередь четкие механизмы взаимоотношений необходимо разработать на федеральном уровне, но, к сожалению, федеральный законопроект о торговле всех нюансов не учитывает», — отметил он. С ним соглашается и заместитель гендиректора по коммерческим вопросам ОАО «Екатеринбургский мукомольный завод» Елена Крячко: «Меры, предложенные „Уралпищепромом“, носят декларативный характер, это не первые предложения ассоциации, но никакого реального действия пока они не имели. Рычаги влияния как были, так и остаются у торговых сетей». По словам госпожи Крячко, чтобы достигнуть полного взаимопонимания с ритейлерами, необходимо прописать в федеральном законе о торговле четкие ограничения полномочий для торговых сетей и механизмы штрафных санкций.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments