В феврале премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка". Анализ этого документа позволяет сделать два вывода. Во-первых, впервые за все время существования алкогольного рынка государство решилось внести кардинальные изменения в его деятельность. Во-вторых, эти изменения будут проводиться максимально плавно, чтобы не допустить повторения ошибок 2006 года, когда изменения в регулировании парализовали на два месяца весь рынок.
Фундамент для создания новой структуры был заложен в прошлом году: летом 2008 года в правительстве было принято окончательное решение о формировании нового органа, а в конце декабря президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ N1183 "О создании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка".
19 января главой новой службы был назначен Игорь Чуян, занимавший пост генерального директора ФГУП "Росспиртпром". А через месяц с небольшим было подписано постановление "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка", которым утверждалось Положение, описывающее полномочия и круг ответственности нового органа.
Безусловно, накал страстей вокруг подготовки этого документа несколько уступал развернувшейся в конце прошлого года борьбе за кресло главы Росалкоголя — на пост руководителя службы помимо господина Чуяна претендовал замминистра сельского хозяйства Николай Архипов, долгое время считавшийся чуть ли не официальным претендентом на кресло главы Росалкогольрегулирования. Однако и в случае подготовки Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка интриги также хватало.
Например, участники рынка говорили о том, что абсолютно все функции по контролю над рынком (которые до ее создания были неравномерно распределены между Минсельхозом, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой по тарифам, Минфином и Минэкономики) необходимо передать в новую службу. Причем не только мифические "выработку и реализацию государственной политики… в сфере производства и оборота этилового спирта", но и вполне серьезные, например выдачу марок или лицензий на производство, а также контроль за ЕГАИС.
Обосновывались такие требования просто. Раз уж создается специальный орган для контроля алкогольного рынка, то он должен не только нести ответственность за происходящее на этом рынке, но и получить максимальные полномочия. "Если раньше для решения отраслевого вопроса требовалась виза почти десяти министерств и ведомств, то теперь этим будет заниматься один орган, что сократит период принятия решения. При одном ответственном органе вряд ли сможет повториться что-то подобное неразберихе с внедрением ЕГАИС, когда несколько месяцев отрасль трясло, а ответственных найти было нельзя",— объясняет PR-директор "Алкогольных заводов Гросс" Василий Дмитриев.
Однако далеко не все правительственные чиновники были с этим согласны. Например, по сведениям BG, против передачи функции выдачи марок в новую структуру выступало Министерство финансов, которое указывало, что эта функция неразрывно связана с акцизным налогом и забирать ее у ФНС нельзя. Кстати, сама ФНС против передачи части своих функций не возражала. Явно не в восторге от передачи своих функций Росалкогольрегулированию были и в Минсельхозе. Те немногие полномочия, которые имело ведомство Алексея Гордеева (его отставка с поста министра практически совпала с выходом постановления), позволяли тем не менее влиять на принятие серьезных решений. В частности, в конце прошлого года Минсельхоз всячески сопротивлялся тому, чтобы сроки требований о полной переработке барды (основной отход при спиртовом производстве) были перенесены. Если бы Минсельхозу удалось настоять на своем, то в нынешнем году три четверти спиртзаводов в России были бы остановлены, так как не имели оборудования для бардопереработки.
Однако в итоге руководству Росалкогольконтроля удалось получить все полномочия, необходимые для регулирования рынка. Как следует из документа, Росалкогольрегулирование будет не только вырабатывать алкогольную политику, внося в правительство РФ проекты федеральных законов, но и полностью возьмет на себя функции, ранее закрепленные за ФНС, за исключением, разумеется, сбора налогов. В частности, новая служба будет выдавать акцизные марки, лицензии на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Кроме того, в ведение службы передается ЕГАИС. "За новой службой закрепляется функция законопроектной деятельности (функция министерства), контроля и надзора (функция службы) и оказания государственных услуг в сфере регулирования рынка (функция агентства), то есть все то, что необходимо для полноценной работы",— говорит Михаил Блинов, председатель экспертного совета по вопросом регулирования рынка этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при комитете Госдумы по экономполитике и предпринимательству.
Кроме того, созданная служба получила право устанавливать минимальные розничные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью выше 28 градусов — как производимую в России, так и импортируемую. По мнению участников рынка, на сегодняшний день это одна из самых насущных мер госрегулирования рынка, которая вытеснит с него нелегальную водку. Введение минимальной цены, считают они, позволит легко идентифицировать нелегальную водку: фирмы-нелегалы продают ее по 40-60 руб. за бутылку, а у легальных производителей водка не может стоить дешевле 90 руб. "Себестоимость самой дешевой водки — 16 руб. плюс утвержденный акциз на бутылку 38,2 руб. плюс НДС порядка 10 руб. Прибавить оптовую и торговую наценки — получается не менее 90 руб.",— подсчитал господин Добров.
Ограничение по цене не станет препятствием для импортеров крепкого алкоголя, считает председатель совета директоров Nemiroff Holding Александр Глусь. "Если для кого-то введение минимальной цены и может стать барьером, это будут только импортеры некачественного спиртного типа спирта "Рояль", которые конкурируют ценой… Во всех странах, где государство находило в себе силы для внедрения подобной меры, это выводило отрасль из тени и увеличивало поступления в бюджет",— говорит он.
Таким образом, впервые за все время существования рынка алкоголя государство аккумулирует все функции регулирования в одном ведомстве. "Это объективная необходимость, которая возникла не сегодня и не вчера,— утверждает зампред правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.— В России нет ни одного другого сектора потребительского рынка, на котором доля нелегальной продукции составляла бы практически половину".
После утверждения Положения, регламентирующего передачу полномочий руководству Росалкогольрегулирования, предстоит фактически на пустом месте создавать новое ведомство. Предельная численность новой службы составит 942 человека (все места образованы за счет сокращения в ФНС, где будет ликвидировано больше 1000 рабочих мест). 300 человек будут работать в центральном аппарате, 642 человека — в окружных региональных управлениях.
Главное, что беспокоит сейчас участников рынка,— как пройдет передача полномочий от различных ведомств, в первую очередь от ФНС. Помимо выдачи лицензий, как уже говорилось, новому ведомству придется выдавать марки и отвечать за работу ЕГАИС.
И если с лицензиями некоторый запас времени у Росалкогольрегулирования есть (лицензии действуют до пяти лет, а большая их часть была выдана в первой половине 2006 года, когда вводились новые требования к документации), то специфика выдачи акцизных марок и тем более вся деятельность, связанная с ЕГАИС, потребуют от нового органа моментального включения в работу по всей стране.
"Конечно, возникают опасения, что при передаче в новую службу функций по поддержке ЕГАИС и выдачи акцизных марок могут возникнуть сбои в работе,— признается президент ОАО "Промышленная группа "Ладога"" Вениамин Грабар.
Впрочем, эксперты надеются, что этого удастся избежать. В проекте Положения, появившемся за две недели до выхода официального документа, было сказано, что функции выдачи марок и контроля ЕГАИС будут переданы в службу к 1 января будущего года. Однако, как следует из подписанного главой правительства России документа, сроки передачи наиболее сложных функций будут уточняться "отдельными решениями правительства Российской Федерации". "Передача функций по мере готовности новой структуры к их исполнению, а именно так можно трактовать данный пункт постановления, абсолютно правильное решение,— говорит господин Добров.— Коллапс рынка в 2006 году во многом объяснялся тем, что вступление в силу второй части ЕГАИС было жестко привязано к определенной дате, причем эта дата была прописана в законе. В результате, когда стало понятно, что никто ничего не успевает, перенести ввод в строй системы уже было невозможно".
Так что, возможно, вопреки сложившейся традиции, глобальные изменения на рынке алкоголя не будут сопровождаться простоями оптовиков, пустующими полками магазинов и надписями на витринах "Распродажа дешевого Hennessy".