Владелец Fast Retailing Co. Тадаши Янаи, превративший портную мастерскую отца в крупнейшую сеть магазинов одежды в Азии и ставший, по данным Forbes, вторым самым богатым человеком в Японии, собирается купить американскую J. Crew Group. Последняя принадлежит фондам прямых инвестиций TPG Capital и Leonard Green & Partners LP. По предварительным прогнозам, стоимость сделки может составить $5 млрд. Если сделка состоится, японская группа может войти в топ-3 мировых лидеров модного ритейла, потеснив корпорацию Gap. В этом случае впереди Тадаши Янаи окажутся лишь испанец Амансио Ортеге, владелец группы Inditex, и швед Стефан Перссон, владелец H&M.

На новые рынки

Главная бизнес-цель 65-летнего Тадаши Янаи — превратить Fast Retailing Co. в самого крупного в мире fashion-ритейлера. Уже к августу 2016 г. зарубежные продажи должны превысить домашние, а к 2020 г. выручка всей компании — увеличиться в четыре раза и составить 5 трлн йен ($49 млрд). По предварительным подсчетам, пятая часть всех доходов будет приходить из США.

Достигать целей роста на домашнем рынке, в условиях сокращения численности населения Японии, становится все труднее. Чтобы добиться своего, Янаи продвигает бренды низкого ценового сегмента на новые рынки, нанимает управляющих из крупнейших мировых розничных компаний и рассматривает M&A как способ увеличить зарубежные продажи — чтобы выдержать конкуренцию с Zara (основной из брендов Inditex) и H&M. В отделениях японской компании по всему миру официальным рабочим языком является английский. Янаи считает, что это должно способствовать международному развитию его бизнеса. Среди сотрудников японского офиса также большое количество иностранцев.

Чтобы увеличить скорость принятия решений в заграничных офисах, за последнее время Янаи нанял нескольких директоров, хорошо известных в мире ритейла. Так, ЛеАнн Ниалз, бывший президент компании Juicy Couture, которая придумала велюровые спортивные штаны и славится эксцентричным женским дизайном, стала креативным директором Uniqlo Global Design.

На ранней стадии

"Uniqlo завоевывает зарубежные рынки, открывая новые магазины и покупая бизнесы с перспективными брендами и сильным дизайном, — говорит Микихико Ямато, исполнительный директор аналитического отдела консалтингового агентства JI Asia в Токио. — Конечно, покупка J. Crew поможет, ведь это бренд, который уже хорошо известен, с его помощью можно привлечь гораздо больше клиентов, чем в одиночку".

Переговоры с J. Crew находятся на самой ранней стадии, и, по слухам, японцы не единственные, кто заинтересован в этой покупке. Например, интерес к J. Crew проявляет и инвестфонд Advent International Corp. Так что американский ритейлер пока присматривается и ждет наиболее выгодного предложения. Правда, в самой Fast Retailing все это не комментируют.

Из чего растут миллиарды

История Uniqlo началась с небольшого магазинчика мужской одежды, открытого отцом Тадаши Янаи более 60 лет назад в городке Ямагути, на западном берегу острова Хонсю. Сын портного и домохозяйки начал карьеру, продавая кухонную утварь и мужскую одежду в супермаркете Jusco (в 1971 г.), но уже через год он бросил это занятие и начал работать на отца.

В 1991 г. предприниматель изменил наименование отцовской компании с Ogori Shoji на Fast Retailing: оно как нельзя лучше подходило для реализации планов по завоеванию мира. Вскоре фирма стала самой быстро развивающейся в Японии, а сам Тадаши Янаи со временем оказался вторым богатым человеком в стране. В списке Forbes он занимает 45-е место, его состояние оценивается в $17,9 млрд.

Янаи свойственно принимать довольно жесткие решения. Его книга "Успех длится один день" (Throw Away Your Success in a Day), опубликованная в 2009 г., рассказывает, например, о том, как в 2002 г. он пытался торговать овощами и терял огромные деньги до тех пор, пока не отказался от этой затеи. Непростые решения предпринимателю приходилось принимать и применительно к рознице: так, в 2001 г. Uniqlo вышла на рынок Британии, а уже через два года Янаи пришлось закрыть 16 магазинов из 21.

Избавляясь от имиджа дискаунтера

Когда-то одежда Uniqlo относилась к низкому ценовому сегменту. Сегодняшние же цены на одежду Uniqlo — в том виде, в котором она знакома современному потребителю — "зависли" где-то между марками fast-fashion Zara и H&M и дизайнерскими брендами Alexander Wang и Thom Browne. Чтобы окончательно избавиться от шлейфа имиджа дискаунтера, за последние годы бизнесмен предпринял ряд соответствующих мер. Так, в 2011 г. магазин Uniqlo появился на самой дорогой торговой улице в мире — 5-й Авеню в Нью-Йорке, и потом еще один — на 34-й улице. В 2012 г. Uniqlo открылся в самом дорогом модном районе Токио — Гинза, а год назад — и в Шанхае.

Сегодня сеть насчитывает более 2 тыс. магазинов по всему миру; в этом году на карте Uniqlo появятся новые страны — Австралия и Германия. Ежегодно ритейлер намерен открывать по 300 точек, в том числе по 20−30 — в США. В Америке ритейлер появился в 2005 г. и до ноября прошлого года открыл лишь 17 магазинов. В ближайшие годы, с учетом заявленных темпов развития, азиатский ритейлер возьмет на крупнейшем мировом рынке планку в 100 точек.

Справка

J. Crew — американская марка деловой одежды. У компании более 400 магазинов в США, Канаде и Великобритании. Выручка компании за 2012 г. составила $642,9 млн.

Fast Retailing принадлежат такие бренды, как Uniqlo, Comptoir des Cotonniers, Helmut Lang и др. Во всем мире компании принадлежит 2 327 магазинов (847 — Uniqlo в Японии, 359 — Uniqlo за границей). Выручка за 2013 г. составила $13,05 млрд.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments