Покупка сетью «Копейка» крупного ритейлера Нижнего Новгорода сети «Эконта» может стать крупнейшей сделкой в истории российской розницы — «Эконта» управляет 70 магазинами. Для столичного ритейлера сделка станет первым опытом покупки другой сети. Конкуренты считают случай «Копейки» уникальным: компания претендовала на покупку почти 10 московских и региональных сетей, но ни одни переговоры так и не закончились покупкой. 

Недавно стало известно о том, что компания Millhouse Capital, управляющая непрофильными активами бывших владельцев «Сибнефти», готовится продать свой нижегородский розничный актив (сеть «Эконта») «Копейке». 
Как сообщил источник «Бизнеса», знакомый с ходом переговоров, сделка может быть закрыта уже в мартеапреле. Для «Копейки», которую до сих пор считают сугубо московским ритейлером (компания открыла первые региональные магазины только в 2005 году), сделка открывает заманчивые перспективы в одном из самых привлекательных для ритейлеров городовмиллионников. Доля «Эконты» на нижегородском рынке составляет, по разным оценкам, от 25% до 50%; компания считается ритейлером «номер один» на местном рынке. 

Известие о готовящейся сделке между «Копейкой» и Millhouse Capital стала полной неожиданностью для рынка. 

Дело в том, что последние два года представители сети отрицали возможность каких-либо поглощений. Такую позицию компании президент ОАО «Копейка» Александр Самонов объяснял слишком высокой ценой, которую просят ритейлеры. «Если бы мы покупали сети, один квадратный метр обходился бы нам в $4,5 тыс., тогда как при покупке одиночных объектов— только в $1,5 тыс.». 

Правда, некоторые участники рынка вспоминают, что в 2002–2003 годах «Копейка» считалась самым вероятным покупателем мелких сетей. Поводом считать так стала покупка нефтяной компанией ЮКОС 50,5% долей в ООО «Торговый дом „Копейка”». Вскоре после сделки на рынке появилась информация о том, что ЮКОС готов прокредитовать несколько крупных приобретений «Копейки». Ни в «Копейке», ни в ЮКОСе эту информацию не комментировали. Однако в январе 2003 года стало известно, что «Копейка» планирует купить за $25–28 млн сеть дискаунтеров «Продмак», принадлежащую ФПГ «Нефтехимпром'BB. 

Правда, стороны комментировали эту сделку по-разному. 

В «Копейке» утверждали, что сделка практически закрыта и за «Продмак» уже внесен залог в размере $1 млн. В»Продмаке» заявляли, что никаких документов еще не подписано. 

В апреле 2003 года «Копейка» официально объявила о грядущих приобретениях. Александр Самонов заявил, что в течение года компания намерена купить четыре сети: помимо «Продмака» сеть «Монетка» (пять магазинов в Екатеринбурге), «Антек» (пять магазинов в Твери) и сеть в Самаре, название которой президент «Копейки» назвать отказался. 

По расчетам аналитиков, покупки позволили бы «Копейке» увеличить торговую площадь сразу в 2,5 раза — с тогдашних 40 тыс. кв. м до 80 тыс. кв. м. 

А приобретение магазинов в Твери, Екатеринбурге и Самаре позволило бы ей обойти «Пятерочку». 
Однако планам не суждено было сбыться. Вскоре выяснилось, что разночтения договоренностей с «Нефтехимпромом» не случайны. Сделка была отложена. Источник «Бизнеса», осведомленный о той сделке, говорит, что ФПГ не предоставила документы, подтверждающие отчетность «Продмака» и права сети на все магазины. Представители «Копейки» утверждали, что «Нефтехимпром» неожиданно поднял цену. Источники в обеих компаниях утверждают, что все договоренности были расторгнуты и между компаниями началась тяжба за возврат $1 млн, внесенного «Копейкой» в виде залога. Якобы его вернули только в конце 2004 года, когда «Продмак» был продан холдингу «Марта». 

Судьба других сделок также неудачна. Позже Александр Самонов говорил, что все ритейлеры просили завышенную цену. Другие источники утверждали, что вскоре после апрельского заявления Самонова планы компании изменились: региональную экспансию было решено отложить. Отказаться от сделок пришлось и из-за «развода» «Копейки» с ЮКОСом осенью 2003 года. 

В этом «Копейка» резко отличалась от конкурентов. Ведь в том же 2003 году среди столичных ритейлеров начался настоящий бум слияний и поглощений. В 2004–2005 годах «Перекресток» приобрел сети Spar в Нижнем Новгороде и Киеве и сеть «365» в Ярославле, «Дикси» — сеть «Гастроном Эконом», «Марта» — «Столицу» и «Продмак». Даже «Седьмой континент», считавшийся, как и «Копейка», исключительно московским ритейлером, купил калининградскую сеть «Алтын». Участники рынка говорят, что «Копейка» участвовала в переговорах по сетям «365» и «Гастроном Эконом», но без прежнего энтузиазма. 

«Компании, выбравшие, в отличие от „Копейки”, экстенсивный рост, поступили более дальновидно. Если бы „Копейка” сделала анонсированные покупки, она бы выиграла. С 2003 года недвижимость подорожала вдвое, а срок окупаемости магазинов составляет шесть-семь лет — вдвое больше, чем в начале 2000-х»,— говорит директор по стратегии консалтинговой компании «Семперия» Олег Гвоздик. 

Однако не исключено, что теперь стратегия «Копейки» будет пересмотрена. Недавно компания объявила, что определила три стратегических региона для развития: Московский (включая все города в радиусе 500 км от Москвы), Воронеж и Нижний Новгород. Источники «Бизнеса», знакомые с планами «Копейки», полагают, что кроме «Эконты» компания может в 2006–2007 годах купить и другие региональные компании. «Недавно „Копейка” сделала крупный заказ на поставки торгового оборудования на ближайшие два года. Если судить по размерам заказа, оборудования хватит для открытия от 200 до 400 магазинов. Такое количество магазинов поодиночке не скупишь»,— говорит один из поставщиков. 

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments