Сеть магазинов формата дрогери (в ассортименте — косметика, бытовая химия, товары для дома) "Улыбка радуги", которая в своем сегменте занимает второе место по обороту в России, договорилась о покупке 100% группы "Альпари" (развивает одноименную сеть, а также магазины "Бьютимаркет" и "Ситимаркет"). Об этом РБК рассказали два источника, близкие к переговорам. По данным ЕГРЮЛ, на АО "Торговый дом "Эра", управляющее "Улыбкой радуги", уже переведен 51% ООО "Авиа-кос", на которое оформлен бизнес "Альпари".
Совладелец "Улыбки радуги" Дмитрий Костыгин подтвердил РБК сделку с "Альпари", отметив, что она "еще не завершена окончательно". Коммерческий директор "Альпари" Игорь Рязанов посоветовал обратиться с вопросами к "Улыбке радуги".
"Улыбка радуги" — один из активов Августа Мейера и Дмитрия Костыгина, которые владеют в том числе основной долей в сетях "Рив Гош", "Дикая орхидея" и в интернет-ретейлере "Юлмарт". Одним из акционеров компании является основатель сети Андрей Трубицин.
"Альпари", в которую сейчас входит более 260 точек, была основана в Татарстане. Основным владельцем был Дмитрий Блохин. В 2017 году "Альпари" приобрела московские сети дрогери "Бьютимаркет" и "Ситимаркет", которые к тому моменту уже объединились в единую структуру. Эта сделка позволила "Альпари" войти в десятку крупнейших сетей дрогери в России.
"Улыбка радуги" тоже увеличила количество собственных магазинов и стала самой быстрорастущей сетью в сегменте по итогам 2016 года, свидетельствуют данные маркетингового агентства "РБК Исследования рынков". Компания открыла 90 магазинов в 2016 году и около 60 с начала 2017 года. Сейчас в сети 500 магазинов, которые работают в 11 регионах России. Такой рост уже позволил компании стать второй самой крупной сетью дрогери по выручке после "Магнит Косметик", у которой, по данным "INFOLine-Аналитики", более 3 тыс. магазинов. Прошлогодний доход "Магнит Косметик" — 64,5 млрд руб. Выручку "Улыбки радуги" в 2016-м "INFOLine-Аналитика" оценивает в 17,6 млрд руб.
"Улыбка радуги" анонсировала, что в ближайшие три года планирует расширить сеть в два раза, до 1 тыс. торговых точек, вложив в это в общей сложности 1,5 млрд руб. Гендиректор сети Алексей Баулин не исключал, что рост будет происходить за счет сделок слияний и поглощений.
С учетом агрессивной динамики открытий новых торговых точек "Улыбка радуги" после консолидации бизнеса "Альпари" может занять второе место не только по выручке, но и по количеству магазинов, опередив сеть "Санги Стиль" (более 800 магазинов), полагает гендиректор "INFOLine-Аналитики" Михаил Бурмистров.
Выручка "Альпари" по РСБУ в 2016 году составила около 3 млрд руб., следует из данных "СПАРК-Интерфакса". На самом деле она достигает около 5 млрд руб., уверяет источник, знакомый с ходом сделки. Сейчас стоимость бизнеса "Альпари" могла составить не менее 600 млн руб., оценивает гендиректор "INFOLine-Аналитики" Михаил Бурмистров.
Благоухающий рынок
Формат дрогери в последние годы стал одним из самых привлекательных для розничных продавцов. Он растет быстрее, чем другие сегменты ретейла, констатирует партнер Deloitte Егор Метелкин. При этом в ближайшее время этот рост не закончится, о чем и говорит готовность компаний инвестировать и расширять сети, замечает Метелкин.
Для одного из крупнейших продуктовых ретейлеров, "Магнита", его сеть дрогери является драйвером роста. Рост выручки "Магнит Косметик" по итогам первых шести месяцев 2017 года составил 32%, до 37 млрд руб., в то время как основной сегмент — магазины формата "у дома" — вырос на 7%, до 412 млрд руб.
За последний год почти все крупнейшие игроки рынка заявляли о планах нарастить количество точек в сети в течение 2017 года. "Магнит Косметик" заявлял о планах нарастить сеть на 1,2 тыс. магазинов, "Санги Стиль" — более чем на 200.
В сегмент дрогери выходят и новые игроки. В середине 2016 года крупнейший в России иностранный ретейлер "Ашан" вывел на российский рынок сеть Lillapois, насчитывающую сейчас три магазина. "Ашан" планирует открыть в этом году еще один-два собственных магазина и привлечь франчайзи. В середине 2017 года свою сеть дрогери открыл и генеральный директор девелоперской группы Accent и сооснователь сети дискаунтеров "Копейка" Александр Самонов. Компания планирует открыть в Московском регионе 300–350 магазинов.
Российский рынок косметики, парфюмерии и бытовой химии в 2017 году, согласно прогнозу "РБК Исследования рынков", может увеличиться на 6,7%, до 543,8 млрд руб. Если прогноз осуществится, он сможет превысить докризисные показатели 2014 года, когда объем рынка достиг рекордных 527,3 млрд руб.