С 2015 года Украина намерена ввести новые сборы для бизнеса: налоги предусмотрены для продавцов алкоголя, табака, нефтепродуктов и собственников коммерческой недвижимости. Правительство старается найти новые возможности для пополнения казны. Предприниматели, в свою очередь, переложат часть затрат на плечи потребителей.
Кабинет министров Украины предлагает обложить бизнес новыми налогами. С 2015 года правительство хочет взимать с розничной продажи пива, спиртного и табачных изделий, а также нефтепродуктов 2% от их стоимости. Такие новации прописаны в проекте изменений в Бюджетном кодексе, которые правительство уже зарегистрировало в парламенте.
Изменения налогового законодательства затронут и собственников нежилой недвижимости – торговых и офисных центров, складов, гостиниц, гаражей и т.д. В год собственнику такой постройки нужно будет ежегодно перечислять в казну 2% от минимальной заработной платы за один квадратный метр. На сегодняшний день эта сумма равна 24,36 грн (68,62 руб.).
По подсчетам министерства финансов Украины, налог с продажи подакцизных групп товаров позволит принести в бюджет дополнительные 3,2 млрд грн (9 млрд руб.), а сборы с владельцев коммерческой недвижимости – 2,7 млрд грн (7,6 млрд руб.) в год.
Налоговое бремя растет
В этом году украинское правительство то и дело вводит новые поборы с бизнеса и населения. Например, новый налог на доход по депозиту (15% от прибыли), сбор при покупке валюты (0,5% от суммы), "военный налог" с доходов физических лиц (1,5% от заработной платы).
Ставки акциза для табачной продукции выросли на 5%, а на спирт для производителей алкогольной продукции — на 25%. Но даже новые налоги не позволяют выполнить план по поступлениям на этот год.
По данным Государственной казначейской службы, в январе — июле этого года в госбюджет было перечислено 229,6 млрд грн (646,8 млрд руб.), что на 6,6% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время проводимая на востоке страны антитеррористическая операция требует от правительства больших затрат. По подсчетам министра финансов Александра Шлапака, военные действия обходятся казне в 1,5 млрд грн (4,2 млрд руб.) в месяц. Все это и вынуждает кабмин искать новые источники доходов.
За все заплатят покупатели
Новые налоги заставят собственников магазинов, автозаправок и объектов коммерческой недвижимости повысить цены на свои товары и услуги. Например, крупному торговому или офисному центру площадью 100 тыс. кв. м в следующем году нужно будет дополнительно заплатить 2,4 млн грн (6,8 млн руб.). "Я не сомневаюсь, что собственники торговых центров постараются переложить новый налог на нас", — считает совладелец компании-ритейлера Zeebra (сети Butlers, Six, I am, Glossip, Peacocks) Дмитрий Ермоленко.
По словам руководителей торговых и офисных центров, у них действительно нет возможности платить дополнительный налог.
"Мы пошли на уступки арендаторам и фиксируем арендную плату по курсу 8 грн за один доллар, хотя у нас есть валютные кредиты. В противном случае магазины в нашем объекте закроют, а привлечь новых клиентов сейчас практически нереально", — говорит директор крупного торгового центра.
В офисных центрах класса "А" вакантность помещений в этом году составляет около 30%, что заставляет их собственников и так предоставлять скидки. Если налог будет введен, считает Дмитрий Ермоленко, то с собственниками коммерческой недвижимости будет найден компромисс: часть налогов будут оплачивать арендаторы, часть – собственники коммерческой недвижимости. "Пропорция будет зависеть от объекта: чем востребованнее здание, тем меньше будет платить его собственник и больше арендатор, и наоборот", — утверждает он.
В продовольственной рознице сейчас ситуация не лучше. Совладелец продовольственных сетей "Таврия-В" и "Космос" Борис Музалев отмечает, что за семь месяцев этого года обороты магазинов не выросли по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Хотя цены на продукты питания из-за резкой девальвации национальной валюты с 8 до 12,7 грн за доллар выросли на 15–20%.
"Покупатели переориентируются на социальные группы товаров, наценки на которые регулируются государством (устанавливаются в каждом населенном пункте отдельно, но не могут превышать 15%. — "Газета.Ru"), что приводит к снижению нашей прибыли", — жалуется он.
Повысить цены в такой ситуации на недорогой товар – самоубийство, считает Музалев.
Поэтому, по мнению директора Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексея Дорошенко, сети повысят цены на премиальные спиртные напитки и табачные изделия. "Подорожание элитной продукции на 5% не отпугнет покупателей", — считает он.
Введение нового налога станет дополнительным аргументом повысить цены и для сетей АЗС. Сейчас подорожание нефтепродуктов связано с девальвацией национальной валюты и сокращением поставок из Белоруссии — на ремонт остановился Мозырский НПЗ. Все запасы предприятие отправляет на российский рынок. По данным "Консалтинговой группы А-95", 7 августа стоимость топлива на сети заправок КЛО в киевском регионе выросла на 5–7 коп./л (0,14–0,2 руб.), "Восток" — на 20–30 коп./л (0,56–0,84 руб.). В сети АЗС "Параллели" в Луганской области бензин в зависимости от марки подорожал на 5–10 коп./л (0,14–0,28 руб.).