Автомобильные транзитные грузовые перевозки между Украиной и Россией с 25 февраля 2016 года полностью восстановлены. Продолжавшаяся почти две недели "транзитная война" завершилась, по крайней мере до нового всплеска патриотической активности у местных радикальных группировок. Впрочем, скорее всего, за "февральским обострением" стоят гораздо более серьезные причины, чем попытки украинских "патриотов" подзаработать на рэкете и контрабанде. Украина мучительно пытается построить модель "эффективной экономики без России" и из раза в раз сталкивается с тем, что в силу множества причин такая модель оказывается в принципе неработоспособной.

Февральской "торговой войне", разбирательства по поводу которой дошли до Генерального совета Всемирной торговой организации (ВТО), предшествовал совершенно провальный для Украины с точки зрения внешней торговли январь. По сравнению с январем 2015 года украинский экспорт сократился более чем на 30%. Самое печальное в торговой статистике было даже не сокращение поставок украинских товаров в Европу — к ограничениям со стороны европейских партнеров в Киеве уже, скорее всего, привыкли. Подвела главным образом Азия, которую в украинском правительстве в последние месяцы продвигают как "альтернативу российскому рынку". Причем падение выглядит просто катастрофическим. "Экспорт в эти страны снизился на 60–80% по сравнению с январем 2015 года", — сообщила торговый представитель Украины Наталья Микольская на заседании Генерального совета (ВТО), имея в виду Закавказье, Центральную Азию, Китай и Монголию. В украинских бедах она, конечно же, обвинила Россию, которая якобы блокирует транзит товаров через свою территорию. Не исключено, что с помощью блокирования российских фур в Киеве просто-напросто хотели добиться от России каких-то "особых условий" транзита.

Известный украинский экономист Александр Охрименко в интервью "Известиям" говорит, что падение экспорта не столь драматично, как описывают его в торговых спорах украинские чиновники, но соглашается, что попытки построить "экспортоориентированную экономику без России" пока безрезультатны.

— Несмотря на то, что говорят украинские политики, Россия до сих пор остается главным торговым партнером Украины, — рассказывает он. — На Российскую Федерацию в 2015 году приходилось 12% украинского экспорта и 20% импорта.

По его данным, действительно, в некоторые страны Азии падение экспорта в январе составило 30–40%, тогда как экспортные поставки в Европу сократились на 11%, несмотря на 2 года "евроинтеграции".

Официально зона свободной торговли между Украиной и Евросоюзом заработала с 1 января этого года. Однако представители украинского бизнеса уже многократно заявляли о том, что европейские рынки остаются закрытыми для их товаров, а беспошлинные поставки наиболее конкурентоспособных товаров ограничены мизерными квотами. Например, Украине, которая производит в год 1,2 млн т куриного мяса, разрешено поставлять в Европу беспошлинно всего лишь 16 тыс. т. Неудивительно, что с начала года Украина уже выбрала годовые (!) квоты по многим видам экспортируемой продукции. 

Например, уже полностью исчерпаны квоты на кукурузу (400 тыс. т), виноградный и яблочный соки (10 тыс. т), мед (5 тыс. т). Также почти выбрана годовая квота на ячмень (90%). Другие товарные позиции, по данным Украинского клуба аграрного бизнеса, выглядят следующим образом: пшеница — 55%, овес — 45%, обработанные томаты — 44%, сахар — 62%. Опять же потому, что квоты смехотворно малы. Например, сахара можно беспошлинно поставлять 20 тыс. т при объеме годового производства в 1,3 млн т. В условиях схлопывания внутреннего спроса невозможность нарастить экспорт приводит к спаду в целом рядя отраслей сельского хозяйства. Согласно январской статистике, в стране сокращается производство мяса, молока, яиц, птицы. В этом смысле тезис о будущей "аграрной экспортной супердержаве" Украине, который сегодня часто повторяют украинские официальные лица, вызывает серьезные сомнения.

Таким образом, в Европу украинские товары особо не пускают, экспорт в Россию рухнул по политическим причинам, путь на азиатские рынки также лежит в основном через российскую территорию (попытки запуска железнодорожного транзита через Черное море выглядят скорее экзотикой). Получается, что, не имея хороших отношений с Россией, развивать экспортоориентированную модель у Украины просто не выйдет. Даже весьма осторожный в оценках Александр Охрименко соглашается — "в ближайшие 5–7 лет не получится заместить российский рынок увеличением поставок агропромышленной продукции". Более того, он задается вопросом: если Украина действительно станет преимущественно аграрной страной, специализирующейся на производстве и поставках сельхозсырья, что произойдет с занятыми в промышленном секторе, почти вся продукция которого ранее поставлялась в Россию? Согласно некоторым оценкам, аграрная украинская экономика сможет занять в 3–4 раза меньше рабочей силы, чем сегодняшняя модель. Сомнительно, что у украинских властей есть планы, как трудоустроить эти будущие миллионы "лишних людей".

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments