«Мы думали, что достигли дна, но снизу постучались». С этим афоризмом согласятся большинство компаний, переживших кризис 2009 года. Постепенный рост экономики и восстановление объемов производства дают основания для оптимистичных прогнозов на текущий год.

Рейтинг 250 крупнейших компаний Северо-Запада, подготовленный аналитическим центром журнала «Эксперт Северо-Запад», в этом году немного отличается от десяти предыдущих. Дело не только в том, что он составлен по итогам кризисного 2009 года и изобилует пессимистичными данными, отражающими снижение показателей и экономический спад. Особенность в том, что в этом рейтинге впервые учитываются крупнейшие промышленные компании федерального масштаба, не так давно зарегистрированные в Северо-Западном федеральном округе России (СЗФО).

Закономерен вопрос: зачем учитывать бизнес, который основную деятельность ведет вне региона? Не подмена ли это реальных данных и цифр, отражающих основные тенденции экономики округа, – некая «бумажная экономика»? У нас есть аргументы. Если компания, будь то «Газпромнефть», «Ростелеком» или «Совкомфлот», зарегистрирована в Санкт-Петербурге или другом городе СЗФО, а не в Москве, то она перечисляет налоги в местные бюджеты. Полученные доходы региональные власти направляют не только на развитие инфраструктуры, но и в социальную и культурную сферы, а это, в свою очередь, дает дополнительный толчок для развития других бизнесов. Существует и еще одно объяснение: крупный налогоплательщик, поменявший место «прописки», как правило, не ограничивается реставрацией здания головного офиса, налогами и участием в социальных проектах: со временем он начинает реализовывать и расширять свой бизнес по новому адресу.

«Конечно, в силу понятных ограничений Петербург никогда не будет местом для строительства нефтеперерабатывающих заводов или химических предприятий. Но мы, собственно, к этому и не стремились. Мы не скрываем своего желания, чтобы в нашем городе находились штаб-квартиры крупных компаний. К этому стремится любой мегаполис. В Нью-Йорке никто не качает нефть, но сидят люди, принимающие решения», – замечает вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский. И тягу мегаполиса к крупному бизнесу стоит учитывать, тем более что она небескорыстна. Такой подход позволяет равномерно перераспределять средства, что только способствует развитию территорий.

Дорогое дно
Весь прошлый год экономика СЗФО, как и России в целом, провела в поисках дна. Первые признаки стабилизации появились лишь в конце года, причем в отдельных отраслях. Данные о результатах работы предприятий региона полностью подтверждают общую тенденцию.

Суммарная выручка 250 крупнейших компаний упала на 3% – до 4,3 трлн рублей, с учетом инфляции, которая по итогам 2009 года составила 8,8%; реальный оборот бизнеса сократился на 11,8%. Однако если некоторые отрасли достигли максимального падения в середине прошлого года (например, металлургия), после чего началось их постепенное восстановление, то другие до сих пор ждут стабильности и медленного подъема (в основном это относится к машиностроению).

«Нефтяная и нефтегазовая промышленность стабильно занимает лидирующие позиции в монокультурной стране. Благополучны отрасли, работающие на „трубу“», – делает заключение заместитель руководителя департамента оценки Института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский. В большей степени кризис отразился на малом и среднем бизнесе, однако в рейтинге «Эксперта С-З» результаты их работы не рассматриваются – в силу высокого порога отсечения по объему реализации.

Первые из дюжины
В отраслевой обзор включены 12 наиболее характерных для Северо-Запада сегментов экономики.

Общая выручка нефтяных и нефтегазовых компаний Северо-Запада за 2009 год снизилась (что сопряжено с падением мировых цен на нефть и газ) всего на 0,7% к предыдущему году – до 784,3 млрд рублей, но при этом сохранила наибольшую долю в совокупной выручке компаний и даже смогла ее увеличить за счет других отраслей до 18,3% (17,9% годом ранее). Естественно, что «Газпромнефть», впервые появившись в рейтинге «Эксперта С-З» после изменения методики его подготовки, возглавляет список нефтегазовых предприятий, которыми в СЗФО традиционно являются региональные дочерние компании крупных нефтяных холдингов или их совместные предприятия с зарубежными партнерами.

Вторую строчку по совокупным оборотам, несмотря на значительное снижение (на 26,3%), удалось сохранить металлургическим компаниям. При этом существенно сократилась их доля по объемам реализации – с 14,2% в 2008 году до 10,8% в 2009−м. По традиции, в лидерах по СЗФО – «Северсталь», доля которой в общей выручке предприятий металлургии СЗФО составила почти 90% – 414,1 млрд рублей.

В отраслевой структуре рейтинга 3−е место занял транспорт, потеснив машиностроение на 5−ю позицию. Транспортный потенциал Северо-Запада как главных углеводородных ворот России активно развивался еще в докризисный период – за счет строительства трубопроводов и терминальных мощностей по перевалке нефти. Это стало залогом стабильной работы отрасли, совокупный объем реализации которой возрос на 7,3% – до 463,4 млрд рублей.

В целом доля компаний, обслуживающих сырьевые потоки, в 2009 году повысилась с 51 до 54%. Это объясняется в том числе просадкой других видов транспорта. Если ранее прирост выручки компаний транспортного комплекса происходил как за счет ввода новых мощностей транспортной инфраструктуры, так и благодаря динамичному увеличению вклада авиационных компаний, то в 2009 году бизнес авиаперевозок пережил, пожалуй, тяжелейший период, который сопровождался усилением долговой нагрузки и снижением пассажиропотока. Как следствие, большинство перевозчиков продемонстрировали сокращение выручки: у ГТК «Россия» – на 18%, у «Нордавиа» – на 11%. Лишь компания «Трансаэро» показала небольшой рост, хотя и всего на 3,3%.

Характерно, что обороты предприятий по перевозке пассажиров наземным транспортом возросли, в том числе у Петербургского метрополитена (на 8,3%), Северо-Западной пригородной транспортной компании (на 82,9%) и «Горэлектротранса Петербурга» (18,9%), однако более прибыльными компании не стали. Они по-прежнему либо убыточны, либо имеют скромную чистую прибыль.

Зона ротации
Основные изменения в отраслевой структуре рейтинга, включающего 12 отраслей, произошли с 4−го по 7−е место. Розничная торговля поднялась с 6−й на 4−ю позицию, продемонстрировав рост по объемам реализации по отношению к 2008 году на 9,3% (316,4 млрд рублей). По мнению Алексея Шаскольского, розница растет привычно, так как «народ наш никак не может сократить покупки». Прочие статьи расходов, обычные для развитой страны (дом, здоровье, образование, страхование и т.п.), хотя и обходятся дешевле, однако привычки тратить на них львиную долю дохода у россиян нет и сомнительно, что таковая сформируется в скором времени.

В отраслевых лидерах сектора розничной торговли – сети «О’Кей», «Агроторг» (оператор сети «Пятерочка»), «Лента», «Дикси» и др. Эти компании, работающие в условиях жесткой конкуренции, быстро адаптировались к новым экономическим условиям, введя более гибкий подход к ценообразованию. Они сделали ставку на более дешевые товары, а также на повышение доли private label. Как подтверждает директор Северо-Западного филиала Х5 Retail Group Александр Павлов, в 2009 году наметилась консолидация рынка, рост ритейла замедлился. Многие игроки были вынуждены закрыть либо продать свой бизнес или более гибко реагировать на изменения покупательских предпочтений.

В то же время аптечный ритейл показал разнонаправленные тенденции. Как рассказывает заместитель генерального директора по управлению фармдеятельностью сети «Фармакор» Людмила Сычевская, розница товаров аптечного назначения имеет свои особенности. «Фармакору» удалось показать положительную динамику из-за ажиотажного поведения потребителей, многие из которых запасались лекарственными средствами впрок, а также возросшего спроса на антидепрессанты и медикаменты, потребление которых вызвано обострением хронических заболеваний на фоне стресса. Кроме того, активное расширение торговых точек в докризисный период произвело положительный эффект в 2009 году.

Очевидно, что население не могло отказаться от покупки продуктов питания, однако дорогостоящие приобретения были отложены до лучших времен. Эта тенденция в первую очередь отразилась на показателях автодилеров. «Лаура», «Автопродикс», «Рольф Карлайн» потеряли от 36 до 46% выручки. Товары для дома и ремонта также оказались менее востребованными, зато продукция для детей стала продаваться лучше. Принцип «на детях не экономят» оказался на руку сети «Дети», выручка которой возросла более чем на 39%.

Пока одни отрасли росли, другие падали. Машиностроение сменило «бронзу» 2008 года на 5−е место в 2009−м. Прошлый год оказался для отрасли самым критичным: практически половина компаний, попавших в рейтинг, потеряли объемы производства в размере от 5 до 80,5%. Как следствие, их совокупная выручка составила 321,8 млрд рублей, что на 26,8% ниже соответствующего показателя 2008−го (это самое значительное по сравнению с другими отраслями падение).

Если ранее локомотивами машиностроения на Северо-Западе были автосборочные заводы, такие как «Форд Мотор Компани», «Джи Эм Авто», «Тойота Моторо Мануфэкчуринг Россия», «Автотор», к которым присоединился и «Ниссан Мануфактуринг Рус» (впервые участвует в рейтинге), то сжатие спроса не позволило им сохранить свои позиции.

Наиболее уверенно чувствовали себя предприятия, которые получили госзаказ или работали над заказами с длительными сроками выполнения, полученными еще до кризиса. Поэтому судостроение показало разнонаправленные тенденции. Серьезное снижение объемов производства продемонстрировали «Северная верфь» (на 77,2%), «Звездочка» (39%), Балтийский завод (10,7%) и «Севмаш» (на 77,2%). При этом значительный рост имели «Адмиралтейские верфи» (на 77,7%), Выборгский судостроительный завод (152,3%), «Алмаз» (в 3,5 раза).

Лидерство в энергетике по обороту осталось за концерном «Силовые машины», участвующем в масштабной программе модернизации отрасли. Благодаря этому, а также за счет выполнения ряда экспортных заказов предприятие по итогам 2009 года улучшило показатели по объемам выручки на 80% и поднялось в рейтинге с 23−го на 12−е место.

На данный момент уже очевидно, что машиностроение покажет более благоприятные результаты по итогам 2010 года, поскольку ситуация в автопроме значительно улучшилась. Однако на показателях судостроения, уже не первый год ожидающего внимания государства, улучшение общей ситуации в экономике может и не сказаться.

В середине отраслевого рейтинга, поднявшись на одну ступеньку, оказалась оптовая торговля. Это скорее закономерное смещение: при снижении доли реального сектора возрастает значение оптовой торговли. Оптовые компании можно разделить на две крупные группы – тех, кто осуществляет экспорт сырьевых товаров (преимущественно нефти, газа, нефтепродуктов), и тех, кто поставляет импортную продукцию (в основном продукты питания и бытового назначения). Доля оптовой торговли увеличилась с 6,6 до 7,3% в отраслевой структуре.

Последнее негативное изменение в отраслевом списке СЗФО – химическая и нефтехимическая промышленность. Как и машиностроение, она сместилась на две ступеньки – с 5−го места в 2008 году на 7−е в 2009−м. В СЗФО отрасль в основном представлена компаниями, которые специализируются на производстве минеральных удобрений и ориентированы на экспорт. Поскольку цены и спрос на мировом рынке в 2009 году оставались невысокими, и суммарная выручка предприятий отрасли сократилась на 16% – до 279,8 млрд рублей. В лидеры по падению этого показателя попали «Аммофос», потерявший 46,8% выручки, «Фосфорит» – 46,9, «Метахим» – 39%. Наиболее уверенно чувствовала себя компания «Хенкель-Эра», производящая бытовую химию (повышение на 13,8%).

На своем месте
Удивило при формировании отраслевого рейтинга местоположение строительной отрасли. Ее представители заявляли о проблемах и необходимости государственной поддержки. Банкротство некоторых строительных компаний создавало ощущение полного краха. Однако цифры фиксируют вполне приличную картину. Строителям удалось не только сохранить за собой 8−ю строчку в отраслевом рейтинге, но и показать лучшую среди отраслей динамику прироста объемов реализации – 19%.

Строители пережили кризис неплохо, но внимательное изучение их отчетности показывает: хорошие показатели могут быть временным явлением. Во многом они достигнуты за счет ввода объектов, начатых в докризисный период, а также реализации на Северо-Западе крупных инфраструктурных проектов, в том числе транспортных. В целом же ситуация в этом секторе экономики разнонаправленная. Жилищное и промышленное строительство, которое стало сокращаться в 2009−м, в текущем году только закрепляет этот негативный тренд. Особенно это касается компаний, которым не удалось наладить взаимоотношения с региональными чиновниками. Организации, специализирующиеся на строительстве некоторых объектов транспортной инфраструктуры, объектов энергетики или трубопроводов, скорее всего, покажут по итогам 2010 года положительную динамику.

Пищевая промышленность также сохранила свои позиции, закрепившись на 9−м месте. Производители испытывали давление со стороны розничных сетей и дистрибуторов, задерживавших платежи за поставленную продукцию. Поэтому в данном случае прирост или сокращение оборота во многом зависели от качества управления компаниями. Те, кто смог вовремя выпустить на рынок новый бюджетный продукт и закрепиться в этой нише, расширить ассортимент или, наоборот, ограничить его, сосредоточившись на более дешевых продуктах, оказались успешными. Если у «Хлебного дома» по итогам 2009 года прирост выручки составил почти 11% по сравнению с 2008−м, то «Аладушкин групп» показал падение на 13,6%. Лидерами пищепрома по-прежнему остаются пивоваренные компании «Балтика» и «Объединенные пивоварни „Хейнекен“».

Энергетика обосновалась на 10−й строчке рейтинга. И хотя в 2009 году объемы потребления электроэнергии в целом по стране снизились на 4,6%, выручка компаний, работающих в энергетике СЗФО, не только не сократилась, но и выросла на 16,8%. Во многом это произошло за счет серьезного повышения тарифов на электроэнергию. По сути, эти результаты достигнуты за счет экономики, однако теперь за такие бонусы государство будет требовать увеличения вложений в модернизацию отрасли. В России в первом полугодии 2009 года по регулируемым тарифам реализовывалось 30% электроэнергии, во втором – 50%. Уже с 2011 года рынок электроэнергии должен быть полностью либерализован (для всех категорий потребителей, кроме населения), и тогда подобные трюки с тарифами уже не сработают. При снижении спроса в условиях рыночного ценообразования должно происходить автоматическое снижение стоимости 1 кВт·ч.

Традиционный для Северо-Запада сегмент – лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность пережила кризисный год без особых потрясений. Видимо, поэтому ей удалось не только обосноваться на 11−м месте, но и приблизиться к трехпроцентной доле в суммарной выручке предприятий СЗФО. Напомним, что серьезные перемены в отрасли начались в 2007 году, когда правительство страны решило приостановить экспорт необработанного леса и стимулировать предприятия к созданию производств по его углубленной переработке. Повышение экспортных пошлин на круглый лес с 15 до 50 евро за кубометр должно было произойти еще с начала 2009 года, но из-за кризиса решение отложили до января 2010−го. Мораторий на пошлины по кругляку в период снижения спроса стал существенным подспорьем для лесопромышленных компаний. К слову, и в нынешнем году российское правительство воздержалось от реализации своих планов и продлило мораторий на пошлины. Поэтому есть основания полагать, что и этот год отрасль переживет относительно неплохо.

Замыкают отраслевой список телекоммуникации и связь. Общий оборот компаний этой отрасли увеличился на 2%, до 100 млрд рублей. В рейтинг попали лишь четыре компании, крупнейшая из которых – «Ростелеком». Замыкает список «ПетерСтар», который в следующем году исчезнет из рейтинга: в 2010−м его купил «МегаФон». Этой осенью «МегаФон» приобрел еще одного крупного петербургского игрока – компанию «Метроком». Процесс консолидации в отрасли телекоммуникаций и связи в кризис лишь ускорился.

Если обобщить итоги 2009 года, придется признать, что экономика Северо-Запада, как и страны в целом, по-прежнему зависит от сырьевых отраслей. Но справедливости ради отметим: именно за их счет пока возможно постепенное восстановление и других сфер экономики. Но очевидно, что государству необходимо обратить внимание на реальный сектор, создав стимулы для его развития.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments