Ямальское управление ФАС установило факт сговора девяти ритейлеров для создания дефицита "социальных" товаров в Салехарде. По мнению антимонопольного регулятора, в конце февраля в течение пяти дней их магазины специально убирали товары первой необходимости с полок, чтобы способствовать росту цен. Предприниматели отрицают факт сговора и указывают на то, что продавать товары только с разрешенной наценкой было убыточно. Эксперты отмечают, что регулировать цены может только конкуренция.

Антимонопольное расследование по признакам сговора ритейлеров в столице ЯНАО — Салехарде было возбуждено в конце февраля. Тогда, через день после выхода постановления правительства ЯНАО об ограничении максимальной торговой надбавки на социально значимые товары до 15% (к ним были отнесены 24 вида продуктов), ряд местных магазинов прекратил их реализацию с 20 по 25 февраля. Бизнесмены мотивировали это тем, что при действующих ограничениях продажа товаров стала убыточной.

Как рассказал "Ъ" руководитель управления ФАС по ЯНАО Олег Печерин, разбирательство продлилось почти полтора месяца. "Все девять фигурантов дела сразу после вступления в силу постановления правительства одномоментно начали убирать товар с полок в подсобные помещения, а оттуда увозить на склады, — поясняет господин Печерин. — Мы запросили у них информацию о ежедневных розничных продажах и выявили, что продукты, при наличии их на складе, в реализации отсутствовали. Все указывает на то, что предприниматели действовали сообща, придержали товар с целью поддержания высоких цен, неприменения торговых надбавок, установленных правительством, и создания искусственного дефицита". По итогам рассмотрения дела, комиссия признала местные сети "Кристалл", "Стерх", "Юбилейный", "Спартак", "Авангард" и еще четырех индивидуальных предпринимателей нарушившими антимонопольное законодательство в части заключения между собой устного соглашения. После подготовки официального решения, УФАС планирует возбудить административное производство. Предпринимателям грозят штрафы от 20 до 50 тыс. рублей.

Ритейлеры факт сговора отрицают. В ходе заседания комиссии УФАС бизнесмены заявляли, что им было невыгодно торговать по установленным правительством ценам, однако доказательств этого представить не смогли. Владелец "Юбилейного" Александр Радюкин отказался от комментариев. В пресс-службе группы компаний "Лик-Ямал" (владеет сетью "Кристалл") пояснили, что повышение цен на товары связано с подорожанием валюты и девальвацией рубля, однако не сообщили, будут ли оспаривать решение ФАС. В офисах "Стерха" и "Спартака" не отвечали на телефонные звонки.

Отметим, что после возникновения дефицита правительство ЯНАО пересмотрело максимальный уровень торговых надбавок, введя дифференциацию в зависимости от удаленности населенных пунктов от крупных дорог и самого продукта. Это позволило магазинам устанавливать наценку в пределах от 26% до 75% от стоимости товара. По мнению Олега Печерина, сами по себе ограничения наценки работают недостаточно эффективно. "Если судить по результатам мониторинга департамента АПК по ЯНАО, в Салехарде ограничение практически не соблюдается, и цены все равно идут в рост. То есть, мера оказалась совершенно неэффективной", — пояснил он. В настоящее время региональная прокуратура начала проверки ритейлеров на предмет соблюдения ими постановления правительства.

Эксперты считают меру по ограничению наценки эффективной. "Несмотря на отдельные инциденты, цены на многие товары в магазинах расти перестали", — подчеркивает эффективность госрегулирования аналитик ИК "Teletrade" Александр Егоров. По его мнению, в том случае, если на рынке присутствует большая конкуренция среди магазинов и розничных сетей, при спаде потребительской активности они цены будут стараться сдерживать, чтобы сохранить свою долю рынка.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar