Удорожание кредитов для российских производителей чая с 13% до 23% годовых уже привело к снижению импорта в январе-феврале на 26% и росту розничных цен на 15%. Чтобы избежать дальнейшего подорожания, ассоциация «Росчайкофе» обратилась к вице-премьеру Виктору Зубкову с просьбой позволить производителям кредитоваться в Россельхозбанке на льготных условиях. Потребности отрасли в краткосрочных кредитах для закупки сырья оцениваются в 6 млрд руб.
Импорт чая в январе-феврале 2009 года уменьшился на 26% и в натуральном, и в денежном выражении — до 22 тыс. тонн и $61,3 млн, сообщает Федеральная таможенная служба (ФСТ). В 2008 году импорт чая оставался на уровне 2007-го в натуральном выражении (182 тыс. тонн) и вырос на 18% в денежном, до $510,9 млн. Снижение поставок чая примерно на 25% в Россию за первые месяцы этого года констатировал в интервью Dow Jones и председатель совета по чаю Индии Басудеб Банерджи. Индия — второй после Шри-Ланки импортер чая в Россию с долей около 26%, уточняет гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия.
В «Росчайкофе» соглашаются с данными ФСТ о снижении объема импорта в начале года. Господин Чантурия объясняет, что в последние месяцы местные производители чая (80% готовой продукции на рынок поставляют отечественные чаеразвесочные фабрики) снижали объем своих складских запасов. Если раньше запасы делались на четыре—шесть месяцев, то сейчас они не превышают одного месяца, подтверждает гендиректор ТД «Гранд» Александр Борисов. Снижение складских запасов спровоцировано в первую очередь удорожанием кредитов, считает Рамаз Чантурия. Если до осени 2008 года банки готовы были кредитовать производителей чая под 13% годовых, то теперь ставки выросли минимум до 23%, признают в ТД «Гранд».
Снижение импорта сопровождалось ростом цен на чай. С начала года чай в рознице подорожал в среднем на 15%, сообщил на прошлой неделе Росстат. Из продуктов, по которым рассчитывается индекс потребительских цен, больший рост показал только сахар (29%). Цены с начала года на чайные марки экономсегмента выросли на 10–15%, среднеценового сегмента — на 20–30%, а на премиумные марки остались без изменений, оценивает господин Борисов. «По отдельным нашим маркам отпускные цены с начала года выросли в среднем на 10%»,— признается директор по маркетингу компании «Орими Трейд» (марки «Принцесса Нури», «Принцесса Канди» и др.) Елена Халупко.
Чтобы сдержать дальнейший рост цен, еще в прошлом году ассоциация «Росчайкофе» направила предложение в Министерство сельского хозяйства включить производителей чая в перечень структур, которые могут кредитоваться в Россельхозбанке на льготных для предприятий агрокомплекса условиях. На прошлой неделе ассоциация направила аналогичное письмо уже на имя вице-премьера Виктора Зубкова (копия есть в распоряжении “Ъ”). Потребность отрасли в льготных краткосрочных кредитах для закупки сырья «Росчайкофе» оценивает в 6 млрд руб.
Игроки рынка уверены, что объем импорта постепенно будет восстанавливаться. «Спрос на продукцию остается на высоком уровне»,— отмечает Елена Халупко. По данным «Комкона», в первом квартале этого года потребителями чая себя называли 94% россиян, годом ранее — 94,6%.
В последние недели мировые цены в ожидании низкого урожая из-за засухи в Индии, Кении и Шри-Ланке начали расти, хотя еще в конце года снижались из-за падения закупок Россией, Великобританией, Германией и США, отмечают в «Росчайкофе». По данным «Орими Трейд», в начале апреля расценки на черный листовой чай в Индии составляли от $2 за 1 кг, в Индонезии — $1,54 за 1 кг, в Шри-Ланке — $1,67–2,46 за 1 кг в зависимости от категории.