В самом начале марта 2014 года российский рубль резко подешевел по отношению к основным валютам мира — так рынок отреагировал на сообщения о том, что президент РФ Владимир Путин готов ввести войска на территорию Украины. В такой стране, как Россия, где большая часть потребительских товаров — от смартфонов до автомобилей — приобретается за рубежом, девальвация неизбежно означает рост цен. "Лента.ру" позвонила в крупные российские торговые сети, чтобы узнать, когда стоит ожидать подорожания импортных товаров и на сколько.
Если в начале 2000-х годов ВВП страны увеличивался благодаря эффекту низкого старта и высоким ценам на нефть, то затем основой роста экономики стал внутренний спрос. Это, в свою очередь, привело к увеличению импорта — часть иностранных товаров превышала по качеству российские изделия, а у некоторых вообще отсутствовали аналоги в России. Относительно стабильный курс рубля по отношению к евро и доллару в последние годы позволял россиянам наращивать закупки иностранной продукции.
В официальной статистике Федеральной таможенной службы за 2013 год отмечается, что импорт составил 317,8 миллиарда долларов, причем его большая часть — 87 процентов — приходилась на страны дальнего зарубежья.
Россияне покупают за рубежом широкий спектр потребительских товаров, но основные объемы импорта приходятся на промышленные средства производства. Машины и оборудование занимают 50,8 процента от всех зарубежных поставок. Крупная доля импорта — 16,6 процента — принадлежит продукции химической отрасли.
Доля продовольствия и сырья для его производства достигает 13,4 процента от общего объема импорта из стран дальнего зарубежья. Одежда и обувь составили 5,8 процента от этого же объема, причем их стоимость выросла в 2013 году на 8,9 процента. Таможенники не считают долю медицинских препаратов отдельно, но известно, что в прошлом году их было закуплено на 11,8 миллиарда, а антибиотиков — на 95,6 миллиона долларов.
Россияне также охотно покупают иностранную автомобильную технику. Всего в прошлом году на легковые модели они потратили 16,4 миллиарда долларов, а еще 2,3 миллиарда пришлось на закупки грузовой техники. В 2013 году жители страны приобрели импортной мебели (включая государства СНГ) на 2,9 миллиарда долларов.
Несмотря на столь значительные цифры, точно определить долю импорта в различных секторах затруднительно. Например, существуют сельскохозяйственные продукты, которые не могут быть произведены в российских климатических условиях или серьезно уступают по качеству своим зарубежным конкурентам (цитрусовые, чай, кофе, какао) — их импорт неизбежен. В то же время российский агропромышленный сектор испытывает серьезную конкуренцию в мясном животноводстве. Около 21,5 процента потребляемого в России мяса доставляется из-за границы. Впрочем, по другим данным, доля импортного мяса может превышать все 50 процентов.
Специалисты отмечают, что статистика соотношения продуктового импорта по отношению к местным продуктам, а также сведения российских производителей должны восприниматься с осторожностью. Одной из причин этого являются различия методик учета продукции в России и в западных государствах.
Спокойствие, только спокойствие
Центробанк установил официальный курс доллара на 6 марта в размере 36,08 рубля. Для сравнения, в начале года он составлял 32,65 рубля. Европейская валюта за это же время подорожала с 45,06 рубля до 49,95 рубля. Таким образом, с начала года рубль потерял до десяти процентов своей стоимости. Но это снижение необязательно означает, что импортные товары автоматически подорожают на десять процентов. Дело в том, что доля импорта в стоимости разных товаров различается. На ценник в магазине влияют не только расходы на производство, но и транспортировка и хранение готовой продукции, в том числе и на территории России. Чтобы узнать, как будут вести себя цены после падения рубля, "Лента.ру" обратилась за комментариями в различные торговые сети страны.
В "Ашане" на наш запрос ответили, что в ближайшее время не ожидают роста цен на импортные непродовольственные товары, а подорожание продовольствия компанию заботит мало: зарубежные продукты составляют лишь один процент от общего товарооборота. Возможный будущий рост цен в сети гипермаркетов связали с обычной инфляцией.
Представители Metro Cash & Carry пояснили, что большинство товаров закупают у российских поставщиков, а цены в контрактах зафиксированы в рублях. Поэтому Metro Cash & Carry также очень сдержанно оценила свои риски, связанные со снижением стоимости рубля. В свою очередь, X5 Retail Group — владелец "Пятерочки", "Перекрестка" и "Карусели" — заявил, что пока существенного влияния на розничные цены валютные колебания не оказали. В будущем компания также не ждет резких скачков цен, так как 80 процентов товаров в ее магазинах произведены в России. Кроме того, X5 Retail Group подчеркнула, что сдерживает рост цен за счет выбора поставщиков.
Понять, как падение рубля отразится на продажах импортной одежды, пока невозможно. Представители Zara отказались от комментариев, а их коллеги из H&M заверили "Ленту.ру", что в данный момент не планируют пересматривать цены на товары, уже ввезенные в Россию. Тот же российский офис H&M на просьбу оценить влияние слабеющего рубля на уровень продаж ответил, что, согласно корпоративной практике сети, показатели по отдельным регионам мира у них не учитываются. Оперативно получить комментарии у Puma и Adidas в России "Ленте.ру" не удалось, но The Financial Times 5 марта сообщила, что Adidas испытала негативное влияние событий на Украине и ослабление рубля на свои продажи.
В сфере продаж потребительской электроники, компьютерной техники и смартфонов ритейлеры уверены, что скачков цен ждать не следует. Например, сеть Media Markt пока не повысила цены и в будущем не планирует указывать цены в у.е. наравне с рублевыми ценниками. При этом компания признала, что в связи с последними событиями на валютном рынке покупательная способность населения неизбежно снизится.
"М.Видео" также пока продает технику, приобретенную еще по прежним курсам. Этих запасов сети должно хватить как минимум на квартал. Представитель компании при этом подчеркнул в беседе с "Лентой.ру", что цифровая техника дешевеет очень быстро, поэтому покупатели могут и не заметить изменения стоимости. По его словам, падение рубля не привело и к снижению числа клиентов.
Не заметили существенного повышения цен на рынке гаджетов и в "Связном". В ближайшее время, предупреждают в ритейлере, повышение цен возможно, но не резкое — динамика будет варьироваться у различных поставщиков и по разным категориям. В "Связном" подчеркнули, что существует временной зазор между ростом курса доллара и ростом цен у розничных продавцов, так как смартфоны и прочая техника поставляются с запасом на определенный период.
Президент "Евросети" Александр Малис заявил, что так как вся техника производится не в России, она будет дорожать. Ответственность за рост цен глава "Евросети" переложил на валютный курс. Период, в который рост цен станет заметен, он оценил от одного до трех месяцев — смартфоны дорожают медленнее, чем ноутбуки. Малис отверг возможность резких скачков цен в магазинах "Евросети", так как компания работает по долгосрочным контрактам.
Снижение курса рубля повлияет и на продажи иномарок, правда, и здесь представители отрасли заявили о задержке с ростом цен. В "АвтоСпецЦентре" (дилер Audi, Skoda, Nissan, Hyundai и других марок) сообщили, что иностранные производители давно закладывают в стоимость автомобиля повышенный валютный курс, то есть прибавляют пять рублей к доллару и евро. Однако цены вырастут даже несмотря на эту "коррекцию" — из-за утилизационного сбора, который введен в начале этого года. В "АвтоСпецЦентре" пока не повышали цены, но посоветовали принять их возможный рост как данность.
Сотрудники Genser (дилер Ford, Nissan, Chevrolet, Mazda, Opel) признали, что с 1 марта им пришлось поднять цены на автомобили Ford от тысячи до 35 тысяч рублей, но при этом по отношению ко всей стоимости автомобиля цены выросли лишь на один-два процента. Подорожание пока не привело к сокращению или увеличению спроса, заверили "Ленту.ру" в подразделении по продаже Ford.
Наконец, мы обратились к представителям туристического бизнеса. На вопрос о том, не изменит ли падение рубля в долгосрочной перспективе интерес россиян к поездкам в европейские страны, гендиректор компании Tez-Tour Владимир Каганер ответил отрицательно. Сейчас в Tez-Tour количество клиентов, которые полностью выкупили свои путевки, увеличилось, добавил он. И хотя очевидно, что клиенты таким образом застраховались от возможного повышения их стоимости в ближайшем будущем, отдых за рубежом, по словам Каганера, остается одной из основных потребностей россиян. Это означает, что российские туристы, даже в случае повышения цен, будут выбирать более доступные маршруты, но не откажутся от путешествий.
Проведенный "Лентой.ру" опрос показал, что пока бизнес, по крайней мере внешне, спокойно реагирует на скачки валютных курсов. Но по осторожному тону большинства комментариев можно судить, что в компаниях совершенно не ожидали настолько значительного обвала рубля. Разумеется, не в интересах ритейлеров пугать клиентов будущим ростом цен. Тем не менее, законы бизнеса неумолимы: в условиях неопределенности любая компания стремится сократить издержки любой ценой. Просто заплатят ее покупатели.