В совместном интервью «Ведомостям» один из основателей и акционеров «Вимм-билль-данна» (ВБД) — Давид Якобашвили и главный исполнительный директор «PepsiCo Европа» Зейн Абдалла рассказали, почему им удалось договориться о крупнейшей в России сделке, не связанной с сырьем и энергетикой, всего за несколько недель и что теперь будет с крупнейшим российским производителем молочной продукции.
— Давид Михайлович, какие внутренние ощущения испытываете?
Давид Якобашвили: Неоднозначные ощущения. С одной стороны — 18 лет, с другой — деньги… Деньги, конечно, хорошо, но [они] относительны.
— Почему акционеры ВБД решили продать компанию?
Д. Я.: Это был комплекс условий, которые показались нам привлекательными. То, что PepsiCo хочет развивать ВБД, что позволит ВБД стать глобальной компанией. Также — цена.
— Вам пришлось поторговаться?
Зейн Абдалла и Д. Я.: Без комментариев.
— Не была ли эта сделка с PepsiCo ответом ВБД на слияние Danone и «Юнимилка»?
Д. Я.: Нет, совершенно нет. Хотя у нас были мысли купить что-то глобальное и удивить рынок. Но не успели, потому что получили предложение от PepsiCo.
— Когда PepsiCo сделала предложение ВБД?
З. А.: Мы уже много лет восхищались ВБД: как компания росла на рынке, какие мощные бренды построила и, конечно, потрясающей менеджерской командой. В середине этого года мы начали диалог с акционерами, и дальше вы все знаете.
Д. Я.: Мы вообще о продаже сначала не говорили. Обсуждали какие-то совместные проекты, но о продаже речи не было. Фактически решение было принято за последние две-три недели.
— Почему так быстро?
З. А.: Когда сходятся два элемента, абсолютно дополняющие друг друга, и есть две очень профессиональные менеджерские команды, то все действительно происходит очень быстро.
— Это крупнейшая сделка в России на неэнергетическом рынке. PepsiCo решила обогнать Coca-Cola, купившую «Нидан соки», и стать безусловным лидером в России?
З. А.: Это крупнейшее приобретение PepsiCo за пределами североамериканского рынка. Когда делаешь такое стратегическое приобретение, речь не идет ни о каком конкурентном ответе на что-либо. Это стратегия — построить невероятный бизнес с огромным потенциалом роста и большими конкурентными преимуществами.
— Ключевые менеджеры сохранят свои позиции?
З. А.: Одна из причин, по которой PepsiCo решила приобрести ВБД, — высокий уровень менеджерской команды. Мы продолжим работать и строить партнерские отношения с этой командой.
Д. Я.: Со своей стороны, если мы будем нужны, всегда готовы помогать.
— Давид Михайлович, куда планируете направить вырученные средства?
Д. Я.: Я и так постоянно направляю средства, это постоянный процесс, ничего общего не имеющий с этим [событием]. Сказать, что я получу миллион и направлю его куда-то, такого нет.
— С другими акционерами обсуждали какие-то новые совместные проекты?
Д. Я.: У нас уже есть такие. Специально об этом никто не думает, потому что мы постоянно вкладываем средства в бизнес. У всех есть свои планы и проекты, как совместные, так и несовместные. Особо жизнь не меняется [после сделки].
— Зейн, у вас уже есть любимый продукт от ВБД?
З. А.: Я люблю кефир. Продукция под маркой «Чудо» просто потрясающая. Я очень много времени провожу в командировках, поэтому надо быстрее продвигать ВБД на международную арену, чтобы продукцию компании можно было купить где угодно.