В Минсельхозе РФ разрабатывают закон об организации производства и оборота экопродуктов. Ожидается, что главной фабрикой производства чудо-продуктов станет юг России.
Чтобы получить статус производителя органической продукции, компания должна будет соблюсти множество условий. В частности, производство должно быть обособлено от других производств, запрещено использовать ГМО, а также гидропонные методы выращивания и ионное обеззараживание, нельзя обрабатывать растения пестицидами и использовать минеральные удобрения.
В принятом летом ГОСТе на органическую продукцию требований еще больше. Например, до сантиметра устанавливаются параметры загонов для содержания животных. Готовы ли фермеры максимально приблизить производство к естественным условиям и соблюдать требования ГОСТов, предъявляемые к молоку, мясу, яйцам, овощам и фруктам? Высок ли спрос на данную продукцию? И насколько сейчас он удовлетворен?
У южных территорий для производства экологически чистых продуктов главное преимущество — солнце, следовательно, здесь продолжительнее вегетация (рост и развитие растений).
— Все это позволяет не пичкать урожай нитратами, а выращивать его в естественных условиях и наполнять макро- и микронутриентами естественного происхождения. Фрукты и овощи успевают набрать все необходимое. Критическим моментом является обеспеченность влагой, наличие полива, — считает член правления Союза органического земледелия Яков Любоведский.
По мнению председателя АККОР Ростовской области Александра Родина, на Дону есть хорошая возможность развивать экологическое земледелие, так как здесь много пустующих территорий.
Четко сказать, насколько сейчас высок спрос на такую продукцию, эксперты затрудняются. До сих пор нет критериев и системы учета "органики". Данные одних экспертов отличаются от данных других иногда в тысячи раз.
— Если считать сертифицированных экопроизводителей по международным стандартам, то у нас на всю Россию их меньше 70. Они производят на несколько сотен миллионов рублей. Если же считать всех, кто сейчас декларирует себя как "эко", "органик", "био", то их, по нашим подсчетам, порядка пяти процентов от всех отечественных сельхозпроизводителей, — говорит Яков Любоведский. — Они производят продукцию сейчас примерно на 200 миллиардов рублей. Кто из них реально может соответствовать уже принятому ГОСТу, который наконец-то принят в этом году и вступает в силу с 1 января 2016 года, покажет время. Потенциал рынка такой продукции оценивается в сотни миллиардов рублей. По данным исследовательских компаний, 55 — 70 процентов населения России готовы покупать гарантированно экологически чистые продукты, даже если они будут дороже аналогов на 15 — 20 процентов.
Но одно дело соцопрос, другое — реальный спрос. В частности, в донской столице предпринималось уже несколько попыток свести фермеров, производящих экологически чистую продукцию и покупателей через Интернет. Онлайн-магазины закрывались в основном по одной причине: бизнес оказался нерентабельным. Тем не менее мода на вкусную и здоровую пищу постепенно завоевывает сердца покупателей. Кстати, те, кто предпочитает полезные продукты, почти никогда не заказывают экзотику.
— Наши постоянные покупатели просят домашние сыры, молочные продукты, мясо и птицу. Обычный выбор. Продукцию мы стараемся брать в тех хозяйствах, где действительно безопасно и экологически чисто. Сотрудничаем только с теми фермерами, которые не поленились получить документы на свою продукцию. Если берем колбасу, то с условием, что в ее составе только мясо, соль и перец, — рассказывает хозяйка ростовского интернет-магазина Ирина Ровер. — Обязательные условия сотрудничества с фермерами — натуральное ведение хозяйства, натуральные корма, свободный выгул и отсутствие всякой химии в процессе производства.
Производители признаются, что стараются так формировать цену за свои продукты, чтобы их собственная прибыль не превышала десяти процентов. Но покупатели все равно спрашивают, почему так дорого.
— Себестоимость сыров из пальмового масла и сухого молока ниже на 100 — 120 рублей за килограмм, поэтому как только видят мой прайс, хватаются за голову, — признается производитель сыров Дмитрий Гришаев. — А ведь чтобы получить идеальный сыр, надо свежее, парное молоко. Ингредиенты — сырое цельное молоко, пищевая поваренная соль, микробный или сычужный фермент, специи. Больше ничего не добавляется при производстве. У моих сыров нет такого взрывного вкуса, однако, когда вы их попробуете, а потом начнете употреблять в пищу сырные продукты с пальмовым маслом и сухим молоком, тогда вы и поймете, в чем разница. Недавно мне звонили из компании Санкт-Петербурга и предлагали купить наполнители для сыров. Увеличился бы выход продукции и было бы дешевле, чем делать все из молока. Аргумент менеджера по продажам был "весомым": все используют порошок и растительный жир, неужели вы делаете все из чистого молока? Не может быть!
По данным "Агроэкоинформ", потенциал рынка экологической продукции в России на 2020 год — 300 миллиардов рублей. Сегодня в России наблюдается ее дефицит, так как производство не успевает расти так быстро, как спрос. 90 процентов сертифицированной продукции на нашем рынке — импортного производства. Рынок отечественной сертифицированной продукции оценивается примерно в 1,2 миллиарда рублей, декларируемой как "эко" — примерно 200 миллиардов рублей.
— К сожалению, приходится признать, что среди наших аграриев сегодня мало специалистов, которые могут профессионально работать в сфере органического сельского хозяйства. Масштабно земледельцы не готовы перейти на экологически чистые технологии. Первая причина — не умеют обходиться без химии, их так не учили, — продолжает Яков Любоведский. — Вторая важная причина — коррупция и воровство. На Кубани на одной из встреч аграрии мне честно сказали, что биопрепараты им не интересны, только химия. Это выгодно. Транснациональная корпорация, у которой заказываешь агрохимикаты, предоставляет презенты: в среднем пять процентов от суммы сделки. За год эта сумма может доходить до 5 — 6 миллионов рублей.
То, что далеко не всегда фермерские вкусности экологически чистые, подтверждают и представители торговли, сделавшие ставку на экотовар.
— На тех же рынках продукции без добавок и консервантов процентов 20, — утверждает Ирина Ровер. — Мы были в одном ЛПХ в селе Егорлык. Хозяин радостно показывал нам флакончик с каким-то препаратом для улучшения аппетита у свиней и говорил: вот, они у меня теперь доски глотать будут. Представляете, что за мясо у таких откормышей? По такому же принципу выращиваются и огурцы с помидорами.
Однако постепенно в сельское хозяйство приходит новое поколение, которое начинает совмещать химические и биологические средства защиты растений. Об этом, в частности, говорит тот факт, что ежегодно рынок агробиопрепаратов растет примерно на 20 процентов.
— Помимо биологической эффективности и технологичности, в последнее время еще добавляется экономическая составляющая, — говорит Яков Любоведский. — Отечественные биологические средства защиты растений мало зависят от импорта, в отличие от химических пестицидов. Так что масштабно перейти на биологические методы ведения сельского хозяйства вполне возможно.
Вписывается ли сейчас производство экопродуктов в реальный сегмент рынка? Сегодня органическую продукцию производят малые и средние сельхозпредприятия, в основном фермеры продают свою продукцию прямо с поля, так как не могут выполнить требования торговых сетей.
По мнению Якова Любоведского, фермерам, которые хотят стать на полки супермаркетов, необходимы дополнительные инвестиции на обеспечение требований торговых сетей: предпродажную подготовку, транспортировку, хранение, юридическое и электронное сопровождение работы и т. д. К фермерам предъявляются такие же требования, как к крупному агрохолдингу с большим бюджетом и штатом сотрудников. Риск очень высокий. Штрафы превышают стоимость контракта. Для выхода на объем фермер должен инвестировать около 50 процентов стоимости контракта. Выход в плюс — через 2 — 3 года. А будет ли он дальше работать с супермаркетом, определяется в первые полгода.
Насколько сегодня соответствует требованиям продукция с маркировкой "био"?
— В мире нет единых требований к маркировке "био" или "органик". 82 государства имеют свои собственные нормативно-правовые акты в данной сфере. Некорректно спрашивать, это органик или нет, — считает Яков Любоведский. — Продукт может соответствовать или не соответствовать конкретно заданному стандарту. Если говорить о реалиях России, то у нас в Росстандарте зарегистрировано примерно 72 частных стандарта к, условно говоря, экологически чистой продукции. Если брать за основу национальный стандарт органической продукции, он же ГОСТ Р 56508-2015 "Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования", то он вступит в силу лишь в следующем году.