Компания "О’Кей" оспаривает в суде прокурорские проверки, в ходе которых надзорное ведомство анализировало динамику цен в сетевых магазинах. Об этом сообщил директор по правовым и корпоративным вопросам группы компаний "О’Кей" Владимир Лобастов в ходе брифинга РБК "Корпорации: ключевые вопросы и правовые ответы в эпоху санкций" в рамках V Петербургского международного юридического форума.

Согласно материалам арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленобласти, иск к Гатчинской прокуратуре был подан еще в феврале 2015 года. Следующее заседание по делу назначено на 5 июня 2015 года.

Удары судьбы

По словам В.Лобастова, за последний год сфера ретейла получила три серьезных удара. И если первый удар был нанесен извне (западные санкции, увеличившие стоимость кредитов), то два остальных удара бизнесмены получили от собственного государства. Речь идет, во-первых, об антисанкциях, которые нанесли вред отечественной экономике (из-за необходимости перестраивать логистику, менять поставщиков, сокращать ассортимент) и, во-вторых, о проверках надзорных органов, которые принесли "много неприятностей и внесли дезорганизацию в работу ретейлеров".

"Когда начали расти цены, они решили, что нужно очень тщательно проверять ретейл", — напомнил В.Лобастов. Но что конкретно надо проверять, никто не понял. Бизнесмен пояснил, что собой представляет прокурорская проверка: инспектору прокуратуры проверять в магазине, по сути, нечего (учитывая, что в условиях рыночной экономики цены регулируются рынком), поэтому инспектор приводит с собой 10-15 человек из других проверяющих структур. Все это парализует работу не только самого магазина, но и всего "бэкофиса", заявил В.Лобастов.

По его словам, каждый раз компания задается вопросом о правомерности привлечения прокуратурой дополнительных надзорных инстанций. Впрочем, член правления группы компаний "O’Кей" Марина Каган уточнила в беседе с РБК Петербург, что В.Лобастов выразил свое личное мнение во время своего присутствия на форуме как частное лицо. "Это частное мнение не является мнением компании. Все проверки прокуратуры, проходившие в компании, были проведены в рамках закона. Группа компаний О’КЕЙ не имеет претензий к работе прокуратуры", — уточнила она.

Троянский конь

В.Лобастов, между тем, выразил надежду на то, что защитить права ретейлеров в судах поможет февральское решение Конституционного суда РФ. Суд, напомним, признал ряд правоприменительных практик, которые использовала прокуратура при проверке ретейлеров, недействительными.

В частности, если раньше для начала проверки в магазине инспектору прокуратуры нужно было лишь предъявить свое удостоверение, теперь прокурорская проверка возможна лишь при наличии мотивированного письменного постановления и при доведении этой информации до проверяемой организации. Кроме того, по решению КС, прокуратура теперь не может начать проверку "с целью проверить наличие нарушения". Обязательным условием для ее начала является теперь уже поступившая в ведомство информация о наличии нарушения.

Более того, суд освободил проверяемые организации от обязанности изготовления различных дополнительных обобщающих материалов по своей деятельности (схемы, презентации и т.д.) по требованию прокурорских сотрудников.

"Что происходило? Приходила прокуратура и как троянский конь приводила за собой представителей всех других проверяющих органов: ФМС, налоговую, Роспотребнадзор и т.д. и они уже проводили свою проверку", — пояснил отмечает В.Лобастов. "В соответствии с постановлением Конституционного суда такие практики незаконны", — добавил он.

В.Лобастов также рассказал, что теперь организации могут обжаловать не только результаты проверки, но и основания проверки (в частности, наличие жалоб). Ранее внеочередные проверки могли проводиться на основании жалоб, проверить которые было невозможно.

Проверки

Информация о проверках в сетевых магазинах Петербурга и Ленобласти регулярно появляется на сайтах региональных прокуратур. В апреле, например, сотрудники прокуратуры и Роспотребнадзора провели масштабные проверки в магазинах торговых сетей "О’Кей", "Карусель" и "Лента" во Фрунзенском районе города. В итоге были выявлены нарушения, которые касались условий хранения продуктов и нечестных ценников. Так, в ходе проверки магазина "О’Кей" (ООО "О’Кей") на Малой Балканской улице выяснилось, что руководство магазина вводило в заблуждение потребителя относительно цены товара, также был зафиксирован обсчет на маркировочном ярлыке (обвес). Кроме того, в магазине нарушены условия хранения отдельных видов товаров.

В итоге прокуратура возбудила против руководства магазина административные дела — виновные лица были оштрафованы. В "О’Кее" тогда рассказали РБК подробнее о нарушениях, на которые обратила внимание прокуратура: температура в помещении, где хранятся мандарины, была на 2 градуса ниже нормы, а в маркировке сыра был допущена ошибка. Похожие мелкие нарушения были выявлены тогда в "Карусели" и "Ленте" — на них также завели административные дела.

В начале сентября прошлого года в одном из магазинов "О’Кей" прокуратура также выявила нарушения условия хранения готовой и сырой продукции. С документацией у супермаркета тоже не все оказалось в порядке — ветеринарные и сопроводительные документы на продукты были оформлены неправильно. На часть продуктов документов вообще не было. В конце того же месяца Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти оштрафовал сразу несколько крупных торговых сетей Северной столицы за ряд нарушений в сфере защиты прав потребителей. Среди штрафников оказались "Магнит", "О’ Кей" и "Нетто".

Что искать

Аналогичные проверки в последнее время проводятся по всей стране. В середине мая, кстати, Генпрокуратура отчиталась о проведении проверки соблюдения законодательства в сфере ценообразования в магазинах компаний розничной сетевой торговли. Как говорилось ​в сообщении на сайте надзорного ведомства, в ряде случаев были установлены факты нарушений, которые оказали влияние на рост цен на продукты. "Выявлены случаи совершения недобросовестных действий, ведущих к росту цен на реализуемую продукцию, включая ценовые сговоры", — говорится в сообщении. На основании материалов прокурорских проверок территориальные органы ФАС России возбудили дела о нарушении антимонопольного законодательства на рынках сахара, мяса птицы, свинины, хлеба, яйца куриного.

Региональные прокуратуры проверяли сетевые магазины на предмет спекуляций с 20 по 23 января по распоряжению генпрокурора России Юрия Чайки. Интересно, что четких инструкций, какие именно нарушения искать, у проверяющих не было. В Самарской области сотрудники прокуратуры сравнили цены августа и декабря 2014 года и обнаружили, что капуста, огурцы и перец подорожали на 353%, 544% и 654% соответственно. По результатам проверки прокуроры обратились в местное управление Федеральной антимонопольной службы.

К административной ответственности также были привлечены виновные в нарушении п​орядка ценообразования на продукцию в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также на детское питание. Какие именно компании виновны в сговоре, не уточняется. В Татарстане и Удмуртии правоохранительные органы заподозрили компании в ценовом сговоре. В сетях Удмуртии — "Ижтрейдинг", "Вкусный дом" и других — почти одновременно значительно поднялись цены на яйца, сахар, гречневую крупу, капусту и прочие продукты, установили тогда проверяющие.

Надзорное ведомство подчеркнуло, что проверки способствовали понижению цен на ряд продовольственных товаров — в результате крупнейшие розничные ретейлеры "заморозили" цены на отдельные социально значимые продукты.

В начале марта российские ретейлеры заморозили цены на корзину из социально значимых товаров на два месяца. С соответствующей инициативой выступила Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ). Ее поддержали торговые сети "Магнит", X5 Retail Group, Metro Cash&Carry, "Лента", "Ашан" и "Дикси", "O’Кей", "Глобус", "Билла", Selgros, "Вестер" и "Утконос". Программа была одобрена Федеральной антимонопольной службой.

По данным Росстата на апрель 2015 года, годовая инфляция в России составила 16,4%, на март – 16,9%.

В апреле несколько российских ретейлеров решили продлить программу заморозки цен на социально значимые продукты. В частности, о таком намерении сообщили представители "Ашана", "О’Кей" и Selgros. ​​Директор по внешним коммуникациям "Ашана" Мария Курносова сказала, что торговая сеть продлит заморозку цен до конца июня.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments