Новые объемные поправки в Налоговый кодекс России приняты депутатами и одобрены Советом Федерации. Одна из норм этого документа может увеличить налоговую нагрузку на малый бизнес на 200 млрд руб., или более чем вдвое, подсчитали в "ОПОРЕ России". Предприниматели сегодня направили письмо помощнику президента Андрею Белоусову (имеется в распоряжении РБК), где просят "принять решение о целесообразности" закона, авторами которого выступает группа депутатов.
Бизнес вынужден просить президента России наложить вето на поправки депутатов, поскольку этот документ был принят в тайне, без консультации с бизнесом, без общественного обсуждения и очень оперативно, пояснил РБК член президиума "ОПОРЫ" Алексей Небольсин. "Ко второму чтению редакцию законопроекта сильно поменяли. На первом чтении мы проверяем, у нас фильтр есть. А здесь троянский конь получился", — сказал он.
Представитель бизнеса назвал эти поправки "ножом в спину" малого бизнеса, добавив, что они распространяют требование уплачивать налог на имущество почти на все малые предприятия и всех индивидуальных предпринимателей (ИП), соответственно 90 и 100% которых используют сегодня упрощенную систему налогообложения (УСН).
И если до сих пор этот режим освобождал их от уплаты имущественного налога, то после вступления в силу новых поправок в НК уже не будет. "Владельцами какого-либо имущества являются 95% малых предприятий и ИП — эффект от "упрощенки" сведется к нулю", — сказал Небольсин.
"Подобные действия приведут к дополнительным изъятиям с малого предпринимательства в размере около 200 млрд руб., что суммарно увеличит их налоговые поступления на более чем 100% в сравнении с данными 2013г.", — говорится в письме Белоусову, подписанном главой "ОПОРЫ России" Александром Бречаловым. Этот закон, поясняется там же, вводит обязанность плательщиков УСН и единого налога на вмененный доход (ЕНВД), дополнительно уплачивать налог на имущество исходя из кадастровой стоимости.
Однако сама процедура оценки кадастровой стоимости сегодня непрозрачна и вызывает много вопросов у предпринимателей, продолжают авторы письма. Эти изменения приведут к росту арендной платы, что вызовет увеличение цен и снизит активность малого бизнеса по выкупу имущества".
Переоценить негативный эффект от нового закона для бизнеса, по словам Небольсина, сложно. "Все предприятия общепита, бытового обслуживания — все отомрут", — сказал он. Слишком большой станет нагрузка и на несетевую торговлю, владельцев и арендаторов маленьких офисных помещений.
Сами депутаты считают эти поправки техническими. На запрос РБК в аппарате комитета Госдумы по бюджету и налогам сказали, что введение налога на предпринимателей было вопросом времени. Под новое исчисление налога подпадают административно-деловые и торговые центры, нежилые помещения, предусматривающие размещение офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания и недвижимость иностранных организаций, напомнили там. Для Москвы предусмотрена возможность введения повышенных ставок налога: 1,5% — в 2014г., 1,7% — в 2015-м, затем — 2%. Для иных субъектов ставки в 2014г. не должны превышать 1%, в 2015-м — 1,5%, затем — 2%.
Александр Бречалов предположил в разговоре с РБК, что депутаты такими общими подходами к малому бизнесу борются с фиктивной перерегистрацией, уходом от налогообложения, однако так "причесывать" всех неразумно, считает он. Стоит вспомнить историю прошлого года, когда повышение страховых взносов для ИП привело к уходу из легального поля, по разным оценкам, 300-600 тыс. малых предпринимателей за год. "2013г. был богат на негативные тренды, даже инстинкт самосохранения подсказывает: давайте пообсуждаем", — недоумевает Бречалов.
Документ был внесен в конце декабря группой депутатов бюджетного комитета Госдумы, включая главу комитета Андрея Макарова, его первого заместителя Глеба Хора, зампредседателей комитета Надежду Максимову и Леонида Симановского. Законопроект в первом чтении не предполагал такой поправки об имущественном налоге, свидетельствуют документы, опубликованные в Автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности. К первому чтению в конце февраля предполагалось внести лишь небольшие поправки об отмене обязанности налогоплательщиков сообщать об открытии счетов и исключении дублирующих полномочий законодательных органов. Ко второму чтению 19 марта размер текста проекта вырос с 3 до 20 листов, поправки затронули вопросы налогообложения недвижимости, транспортных средств, расширили обязанности налогоплательщиков — физических лиц, целого ряда госорганов и банков.