По итогам I квартала 2009 года рост суммы среднего чека у публичных ретейлеров ("Дикси", "Седьмой континент") вырос на 10–15%, что чуть ниже инфляции. Возможно, именно снижение цен привело к такому результату.
Аналитики отмечают, что ритейлеры стремятся адаптировать ценовую политику для стабилизации покупательского потока, дискаунтеры заявляют об агрессивных мерах, предлагая лучшие цены с целью увеличения числа покупателей. Первой о своей борьбе за покупателя еще в марте объявила X5 Retail Group, снизив цены на весь ассортимент в сети "Пятерочка" на 5–20%.
Накануне сеть "Лента" удвоила скидку по карте постоянного покупателя до 10% на весь ассортимент товаров. Причем карта постоянного покупателя для такой массовой акции используется впервые. "Обычно скидки более 5% мы предоставляли на ограниченное количество товаров каталога. Сейчас, когда цены для покупателя приобретают все большее значение, мы решили расширить перечень товаров и увеличить скидки", — отмечает директор по маркетингу "Леты" Андрей Сорокин.
Сеть универсамов "Полушка" (насчитывает 65 магазинов) также увеличила скидки вдвое — до 5% на все покупки по карте сети вне зависимости от накоплений.
Однако сети затрудняются назвать конкретные цифры по увеличению числа покупателей, которых смогут привлечь долгосрочные акции. По словам аналитика ВТБ Марии Колбиной, снижение наценок — это парадигма всего 2009 г. для сетей: сокращая административные расходы, они смогут снизить цены на 3–5%.
Аналитики отмечают, что в Петербурге конкуренция между сетями особенно острая: они формируют до 80% розничного оборота. "Ритейлеры сейчас стараются максимально нивелировать текущий рост цен. В том числе и за счет долгосрочных скидок", — отмечает аналитик управляющей компании "Финам Менеджмент" Максим Клягин. Он подчеркивает, что сети, снижая маржу, получают необходимые средства для финансирования оборотного капитала. Это позволит ритейлерам избежать проблемы "пустых полок" и сохранить покупателей.
Примечательно, что о снижении цен заявили уже и производители. Так, ОАО "Компания Юнимилк" с мая снизила цены на продукцию демократичного ценового сегмента (ТМ "Летний день", Село луговое", "Простоквашино") на 15-30%. По словам директора по корпоративным коммуникациям компании Павла Исаева, в нынешних условиях жёсткой конкурентной борьбы за потребителя "Юнимилк" надеется повысить лояльность потребителя и укрепить собственные позиции на рынке.
Кстати: на 15% — до 7,2 трлн рублей увеличится оборот продуктовой розницы в 2009 году, по оценке экспертов. Но из–за девальвации рубля в долларах он упадет на 10%, до $220 млрд.