Поставщики продуктов в торговые сети утверждают, что последние вдвое увеличили наценки на товары в этом году. Это произошло после перезаключения договоров в соответствии с поправками в закон "О торговле". Поставщики стали отдавать товар со скидкой до 30%, однако не увидели снижения цены на полках магазинов. Ритейлеры заверяют, что наценки не увеличили: торговые расходы возросли из-за того, что теперь с поставщиков нельзя брать деньги за дополнительные услуги.
Торговые наценки ритейлеров увеличились вдвое по сравнению с прошлым годом, свидетельствуют данные проведенного "Опорой России" мониторинга реализации поправок в закон "О торговле", с которым ознакомились "Известия".
"По информации поставщиков, если в 2016 году средний размер торговой наценки в федеральных торговых сетях варьировался в диапазоне от 25 до 40%, то в 2017 году размер торговой наценки составляет 50–70%", — говорится в отчете о мониторинге.
Данные были получены в результате опроса поставщиков торговых сетей через региональные отделения организации, уточняется в документе. Респондентов просили сообщить о размере розничной наценки на их товары до вступления в силу поправок в закон "О торговле" и после — с 1 января 2017 года. Согласно поправкам, торговым сетям запрещено брать любые виды сборов с поставщиков, за исключением премии в 5% либо за услуги, либо за объем проданной продукции. Ранее была распространена практика взимания бэк-маржи — платы за обязательные маркетинговые, информационные и прочие услуги в размере 20–40% от стоимости товара.
В "Опоре России" пояснили, что в рамках процедуры перезаключения договоров ритейлеры в обмен на положенный по закону отказ от бэк-маржи требовали от поставщиков предоставления скидок до 30%, на что поставщики вынуждены были соглашаться.
— В ходе мониторинга выяснилось, что ритейл в большинстве своем, получив скидку, никак не отразил это в цене на полке. Это и обусловило рост торговой наценки, — объяснили в "Опоре России".
Соответственно, на конечной цене товара изменение наценок практически не отразилось: по данным Росстата, продовольственная инфляция в годовом исчислении в марте составила только 3,5% после 3,7% в феврале и 4,2% в январе нынешнего года.
В организации добавили, что "гибче всего" оказались торговые сети "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель" — они действительно снизили цену на товары на полке вслед за получением скидки от поставщика.
"Опора России" направила результаты мониторинга в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
Представитель X5 Retail Group напомнил, что под торговой наценкой обычно понимают разницу между закупочной ценой и стоимостью товара на полке.
— За счет этой наценки покрываются затраты торговли на логистику, аренду, эксплуатацию и строительство магазинов, оплату персонала, компенсацию потерь и т.д. (то есть себестоимость организации торговли). Чистая прибыль торговли после всех расходов и налогов составляет в среднем около 2%, — напомнил представитель сети.
По его словам, после принятия поправок в закон "О торговле" реальная разница цен между закупкой и полкой не изменилась.
— Раньше реальная цена закупки была ниже той отпускной цены, что фиксировалась в договоре поставки за счет дополнительных бонусов от поставщика (за объем продаж, за маркетинг и т.п.). Сейчас закупочная цена в договоре — "чистая", без дополнительных выплат. Подтверждение тому, что де-факто наценка не изменилась, можно будет легко увидеть в отчетности, которую сети опубликуют в апреле по итогам I квартала: будет видно, что доходность их не выросла, а то и сократилась, поскольку на том же примерно уровне и реальная цена от поставщика, только теперь "чистая" плюс затраты на торговлю. Они дают примерно те же цены на полках, — объяснил представитель X5.
В федеральных сетях "Ашан" и "Дикси" воздержались от комментариев.
По данным ФАС, нарушения есть в 11% договоров торговых сетей с поставщиками. Речь о документах, подписанных в связи с поправками в закон "О торговле". В 11,2 тыс. проанализированных ФАС договоров специалисты службы выявили 1,2 тыс. нарушений.