Закон о торговле не внес в жизнь ритейлеров и поставщиков ощутимых изменений. Такого мнения придерживаются специалисты Федеральной антимонопольной службы. В частности, в ФАС считают, что «введение законом о торговле запретов по взиманию выплат и бонусов с поставщиков не привело к снижению общего объема выплат в пользу торговых сетей — произошло лишь перераспределение выплат».
Официальная позиция антимонопольщиков изложена в докладе Министерства промышленности и торговли (есть в распоряжении РБК daily), который должен быть презентован в ближайшее время на заседании рабочей группы по закону о торговле под председательством первого вице-премьера Виктора Зубкова. Целью этого ведомственного документа является общий обзор состояния торговли в стране. При этом Минпромторг вчера не смог сформулировать и объяснить свою позицию по поводу реализации закона о торговле.
«Значительных изменений в условиях, на которых поставляются продовольственные товары, с принятием закона о торговле в торговых сетях не произошло», — говорится в документе Минпромторга со ссылкой на ФАС. Служба считает, что значительная часть ранее не запрещенных многочисленных бонусов и выплат сейчас просто перетекла в 10-процентный бонус от объема поставки и в выплаты за различные оказанные услуги, направленные на продвижение товара.
Надо отметить, что за 2011 год ФАС провела 370 проверок, в ходе которых проанализировала более 15 тыс. договоров поставки. В результате она наложила штрафы на общую сумму в 35,3 млн руб., сказано в докладе Минпромторга.
Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев не столь категоричен в суждениях и выводах: «Размышлять над результатами работы закона о торговле рано, в реальности не все нормы заработали, первая правовая и судебная практика будет складываться только сейчас». Прецедентом применения наказаний к ритейлеру в соответствии с положениями нового закона о торговле может стать дело Metro Cash & Carry.
В ноябре 2011 года центральный аппарат ФАС признал ритейлера виновным в нарушении 13-й статьи закона о торговле. Немцы предлагали высчитывать поставщикам рыбы стоимость оказания услуг продвижения в зависимости от товарооборота поставляемой продукции. С начала года ФАС пытается определиться с наказанием по этому эпизоду. В январе служба рассматривала весьма неожиданный вариант: изъятие незаконно полученного оборота в рамках этой истории. Для ритейлера это означало бы потерю почти 600 млн руб., но от этой идеи антимонопольщики отказались. Сейчас в работе два варианта — единовременный штраф за все факты дискриминации до 5 млн руб. или за каждый эпизод — до 240 млн руб. совокупно.
Закон о торговле, принятый в конце 2009 года, был призван сделать отношения ритейлеров и поставщиков более цивилизованными. Торговые сети никогда не скрывали негативного отношения к нему. В интервью РБК daily (см. номер от 31.10.11) совладелец сети «Магнит» Сергей Галицкий возмущался: «Почему есть закон о ритейле? Это же совершенно несправедливая дискриминация по отношению к нам. Если почитать, мы там практически во всем виноваты. Это же неправильно».
Некоторые ритейлеры признают, что отдельные положения закона о торговле сделали хуже жизнь поставщиков. Сами поставщики опасаются в открытую заявлять о своей позиции. Но понять, что закон о торговле не принес им облегчения, несложно. По итогам опроса 100 крупных поставщиков появились первые идеи, которые контрагенты сетей захотели внести в готовящийся участниками рынка Кодекс добросовестных практик (рабочая версия документа есть в распоряжении РБК daily). Их предложения могут служить косвенным доказательством того, что они не всегда довольны законом.
«В настоящее время ритейлеры в ряде случаев не предоставляют поставщикам корректных отчетов по проведенным маркетинговым мероприятиям», — отмечают поставщики в проекте кодекса. «Определенная часть маркетинговых мероприятий носит фиктивный характер», — сказано далее.
Контрагенты сетей хотят, чтобы участие в не предусмотренных договором маркетинговых мероприятиях было для них добровольным. По их мнению, нуждается в корректировке и пункт «сроки оплаты». Оказывается, «некоторые ритейлеры используют неполучение документов (реальное или мнимое) или неточности в документах для увеличения сроков оплаты».