Кроме скандального закона о торговле, к концу года отрасль получит и стратегию развития на ближайшие пять лет, разработкой которой занялся Минпромторг. В поле зрения министерства попадет не только розничная торговля, но и оптовая. Авторы стратегии предлагают крупным производителям продуктов питания и ритейлерам перейти на прямые поставки, а оптовикам работать только с мелкими компаниями. Однако производителей не устраивает такой поворот: пока им выгоднее поставлять продукцию через дистрибьюторов.
О том, что Минпромторг приступил к разработке Стратегии развития внутренней торговли на 2010—2015 годы, рассказал замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов. По его словам, в этом документе, как и в законе «О торговле», будут подняты проблемы взаимоотношений розничных сетей и производителей продуктов питания. Однако розницей министерство не ограничится: впервые будет составлен сценарий развития оптовой торговли.
Минпромторг обещает «определить некоторые принципиальные подходы к посредническим структурам, влияющим на ценообразование товара». В частности, Минпромторг ожидает, что дистрибьюторы останутся для обслуживания мелких компаний, тогда как крупные производители и розничные сети перейдут на прямые договоры. В ведомстве уточняют, что это одна из установок государственной политики в этой сфере.
Как пояснили РБК daily в Минпромторге, документ только разрабатывается и фактически в нем пока прописана лишь обзорная часть по ситуации на рынке. Тем не менее в ведомстве обещают, что до конца года этот труд будет завершен.
Инициатива Минпромторга не вызвала оптимизма у участников рынка. «Любые ограничения, направленные на сдерживание цен, ведут к прямо противоположному эффекту: к удорожанию услуг и ухудшению условий для производителей, — считает директор по взаимодействию с правительственными органами SAB Miller Кирилл Болматов. — Если бы услуги дистрибьюторов были слишком дороги для нас, мы бы выполняли их функции самостоятельно, но для нас выгоднее работать с ними».
Генеральный директор холдинга «Помидорпром» Вячеслав Резанцев не видит смысла в «ускоренном создании идеальной модели отрасли»: «Построить собственные распределительные центры и научиться управлять логистикой участники рынка должны самостоятельно, законодательными актами и даже госинвестициями этому не поможешь».
Против регулирования деятельности оптовиков, особенно в области ценообразования, выступают и сами дистрибьюторы. «Фактически производитель сам старается влиять на цену на полке и тем самым регулирует нашу наценку», — поясняет Михаил Миночкин, директор по развитию компании «Милкум», дистрибьютора «Вимм-Билль-Данна».
Впрочем, собеседники РБК daily согласны, что со временем оптовый сегмент видоизменится. Гендиректор Management Development Group Дмитрий Потапенко уже наблюдает этот процесс: «Давно поставщики и сети выбирают способы прямых поставок, а дистрибьюторы разоряются и уходят с рынка. Это иллюстрирует ситуация с дистрибьюторами бакалейной продукции: таких компаний в Москве и области порядка 120, но каждый месяц закрывается от трех до пяти компаний».
Вячеслав Резанцев согласен, что сети и производители будут исключать из цепочки любых посредников. «Однако в связи с географическими размерами нашей страны процесс выпрямления отношений «производитель — ритейлер» займет существенно больше времени, чем он занял в Восточной Европе», — добавляет эксперт.