Власти РФ вновь ломают голову над тем, как ограничить рост цен на социально значимые товары. Главным результатом этих раздумий можно считать принципиальное решение отказаться от попыток административного регулирования цен. Вместо этого предполагается ввести практику «джентльменских соглашений», которые должны сбалансировать интересы производителей продовольствия и розничных сетей. По замыслу авторов, в конечном итоге это должно благотворно отразиться и на ценах на прилавках магазинов.
По данным Росстата, за первую неделю апреля инфляция выросла на 0,2%, а всего с начала года – на 5,6%, в 2008 году эти показатели составляли за аналогичные периоды 0,5% и 5,3%. Относительное затишье на «инфляционном фронте», то есть повторение прошлогодних темпов роста цен сегодня уже воспринимаются как вполне приемлемые. Это позволило чиновникам сосредоточиться на интересах участников продовольственного рынка.
Очередную тактическую победу празднует торговое лобби: 13 апреля практически без обсуждения правительство отправило на доработку закон «О торговле». Законопроект был предложен Минпромторгом еще в 2008 году, но антимонопольное ведомство потребовало ужесточить критерии доминирования торговых сетей на рынке, в частности считать доминирующими компании с оборотом свыше 1 млрд руб. независимо от их рыночной доли, а Минсельхоз настаивал на внесении в закон положения о государственном регулировании торговой наценки. Противостояние главы Минсельхоза Алексея Гордеева с торговым лобби закончилось тем, что министр в начале марта 2009 года покинул свое кресло и отправился поднимать сельское хозяйство Воронежской области. С тех пор тема госрегулирования торговой наценки в правительстве больше не поднималась.
Однако аграрии продолжают требовать установить более справедливые отношения между производителями сельхозпродукции и торговцами. Претензии производителей небезосновательны: процесс ценообразования на продовольственном рынке непрозрачен, цены на полках магазинов в несколько раз превышают отпускные цены производителей, розничная наценка порой достигает 45-60% от конечной цены товара. Так, по данным Национального союза производителей молока, стоимость сырого молока у производителей составляет от 7 до 14 рублей за литр, на полках столичных магазинов литровый пакет молока продается по 36-40 руб.
Очевидный результат таких диспропорций – рост цен на продукты. Другой, менее очевидный, но не менее серьезный – выдавливание с рынка мелких товаропроизводителей. Региональные фермеры и переработчики сельхозпродукции не раз сетовали, что крупные торговые сети просто не пускают их товары в свои магазины (доля произведенных в конкретном регионе товаров в сетевых супермаркетах зачастую не превышает 10%), предпочитая крупных поставщиков, с которыми у ритейлеров налажены отношения. Если местному поставщику и удается побиться, то на кабальных условиях. Это и так называемый «входной билет» — плата за возможность выставить товар на полке супермаркета, и многомесячная отсрочка платежа за поставленный товар, и обязательство поставщика в течение нескольких месяцев не менять цены на свой товар.
Вице-премьер Виктор Зубков, которому было поручено взять под контроль согласование спорного законопроекта, с самого начала предпочел не конфликтовать, а урегулировать разногласия между Минсельхозом и торговым лобби полюбовно – предложив институт добровольных соглашений между производителями продовольствия и торговцами. И вот размен состоялся – 16 апреля, через три дня после отправки злополучного законопроекта на доработку, Ассоциация компаний розничной торговли, союз независимых сетей России, Торгово-промышленная палата РФ и «Россельхозбанк» намерены приступить к разработке кодекса добросовестных практик торговых сетей при взаимоотношениях с поставщиками продуктов питания.
По словам нового министра сельского хозяйства Елены Скрынник, кодекс должен снять наиболее острые проблемы, осложнявшие отношения между поставщиками и розницей. В частности, на список из порядка двухсот продуктовых позиций будут ограничены отсрочки платежей и отменены бонусы, связанные с поставкой.
Эффективность предложенных мер вызывает сомнение у независимых экспертов – прежние попытки «добровольно» договориться о каких-либо ограничениях оканчивались провалом.
Однако, как заявила на днях глава МЭР Эльвира Набиуллина, государство не будет пытаться административно ограничить рост цен на продовольствие. Куда эффективнее, по ее мнению, будут антимонопольные меры. Правда, какие именно, и в какие сроки государство намеренно их предпринять, министр не уточнила. А жаль – монополизацию рынка и засилье перекупщиков считается одной из самых острых проблем продовольственного рынка.
Достаточно вспомнить, что еще в начале прошлого года чиновники объявили о намерении бороться с монополистами и перекупщиками, но к концу 2008 года было зарегистрировано 173,5 тыс. новых оптовых компаний. По итогам 2008 года на территории РФ действовало около 380 тыс. розничных компаний и 1,317 млн оптовых.