Почему белорусские предприниматели так полюбили Смоленск, что почти  на каждой улице города можно увидеть вывеску, указывающую на национальную принадлежность владельца магазина? Можно ли доверять стереотипу, что если произведено в Белоруссии, значит, за качество можно не волноваться? На эти и другие темы «Портфель» поговорил с Андреем Застенским, генеральным директором торговой сети «Евроторг» в Российской Федерации.

Из банка в ритейл
— Вы сразу пришли в сферу розничной торговли?
— Свою профессиональную деятельность я начинал в сфере финансов. Более 12 лет трудился в банковской системе Республики Беларусь, начиная с должности экономиста и заканчивая управляющим директором одного из белорусских банков. В разное время управлял собственным небольшим бизнесом, причем самым разнообразным: от двух фитнес-клубов до консалтинга: кредитного брокера и коллекторской компании.
В процессе банковской службы приходилось плотно общаться с представителями бизнеса разных отраслей, что дало возможность изнутри взглянуть на деятельность практически во всех сферах предпринимательства. Считаю, что это был очень ценный опыт.

— Тем не менее сейчас свой выбор вы сделали на ритейле, работе в крупной розничной торговой сети.
— В группу компаний «Евроопт» (на территории РФ — торговая сеть «Евроторг») я попал около пяти лет назад, и кстати, благодаря деловым связям, которые появились в ходе моей работы в банковской сфере. В «Евроопте» мне предложили должность финансового директора одного из предприятий, входящих в холдинг. Полтора года назад холдинг стал активно развивать свою деятельность в части открытия сети магазинов на территории России, и мне поручили возглавить направление по становлению и развитию розничной сети «Евроторг» в Смоленской области. С тех пор я, коренной минчанин, и стал жителем вашего города.

— Сейчас в городе работают несколько крупных ритейлеров. Как выдержать конкуренцию?
— Сегодняшний рынок розничной торговли России очень развит, и конкурентная среда довольно высока. На рынке Смоленского региона присутствуют как крупные федеральные игроки, так и зарубежные компании с мировым именем. Нельзя сбрасывать со счетов и местные, по федеральным меркам не очень крупные, но активно развивающиеся локальные сети. В такой ситуации очевидно, что для привлечения покупателей уже недостаточно только лишь предлагать товары по более низким ценам, чем у конкурентов. Любой компании приходится искать свою нишу, свою уникальную стратегию и конкурентное преимущество. В нашем случае, кроме стабильно низких цен, это акцент на исконно недорогие, но при этом качественные белорусские продукты питания.

— Основная тема этого номера «Портфеля» — это логистика, поэтому не могу не поинтересоваться, как построена эта система в вашей компании. Ведь для любого ритейлера логистика – важное звено в общей деятельности.
— Да, это так. И поэтому мы изначально пошли по пути создания логистической инфраструктуры для стабильной работы уже действующих магазинов и с расчетом на развитие нашей торговой сети. В Белоруссии у нас несколько собственных логистических центров, собственный парк грузовых автомобилей. На территории Смоленской области мы также стремимся выстроить подобную модель, пока работаем на арендованных складских площадях. Но с ростом количества магазинов рано или поздно придем к созданию собственного центра логистики. Без этого развивать стабильную деятельность в сфере ритейла, считаю, практически невозможным. Развитая система логистики приводит к оптимизации затрат, дает стабильность товарного ассортимента и возможность снизить закупочные цены на товары.

Белорусская экспансия
— Скажите, откуда в Смоленске такое количество магазинов и ларьков, в названии которых присутствует слово «Белорусский»? И не скажу, что покупатели обходят их стороной. Скорее наоборот.
— Могу лишь предположить, что у жителей России, в том числе и смолян, еще со времен Советского Союза сложилось мнение, что белорусские товары – это товары высокого качества. Как ГОСТЫ в отношении них соблюдались двадцать лет назад, так соблюдаются они и до сих пор. В большей части так оно и есть: все крупные белорусские предприятия остались в руках государства, которое предъявляет действительно жесткие требования к качеству используемого сырья и готовой продукции.

— Насчет крупных производителей спорить трудно, но наверняка есть и множество мелких фирмочек, привозящих в Смоленск ту же колбасу, но уже сомнительного качества.
— Говоря в целом о высоком качестве белорусских товаров, ручаться за каждое предприятие я бы не стал. Думаю, что, как и в любой другой стране, в погоне за ценой мелкий производитель может отходить от установленных стандартов качества. Но повторюсь, в Белоруссии основные производители под контролем у государства, а там контроль очень и очень серьезный, начиная от используемого сырья, поступающего на предприятие, технологическим процессом самого производства и заканчивая контролем качества готовой продукции.

Смоленск медом намазан?
— Но почему именно Смоленск и область ощущают столь мощную экспансию белорусских товаров?
— Могу предположить, что основная причина интереса предпринимателей Белоруссии к вашему региону – это удачное экономико-географическое положение Смоленской области, о котором уже говорилось не раз. Область очень удобно расположена на транзитном пути из стран Европы, Белоруссии в центральную часть России. Белорусские транспортные организации этим активно пользуются, для белорусских предприятий торговли Смоленск логично рассматривать как базовую площадку в продвижении своих товаров по центральной части России, включая Москву.

— Наращивание присутствия белорусских предпринимателей на смоленской земле будет продолжаться столь активно и в дальнейшем?
— Не думаю, что стоит ожидать каких-либо резких скачков в ближайшей перспективе. Основная масса крупных белорусских компаний уже открыли свои офисы и ведут свою деятельность на смоленской земле. Резкое расширение сфер бизнеса и приход каких-либо очень крупных игроков произойдет вряд ли, а насчет постепенного увеличения товарооборота в рамках уже имеющихся сегментов – такой сценарий вполне возможен. Хотя белорусские власти и сами производители всегда были направлены на расширение экспорта. В нашей стране немало товаров, которые могут быть предложены смоленскому рынку. Время покажет.

— А в чем, по-вашему, вялость смоленских бизнесменов? Почему не берут пример со своих белорусских коллег, не осваивают новые рынки сбыта?
— Я знаком с рядом представителей смоленского бизнеса и не считаю, что смоленские предприниматели неактивно работают на территории Белоруссии. У нас представлены и крупнейшие смоленские предприятия, такие как «Смоленские бриллианты», так и более мелкие компании, бизнес которых взаимосвязан с белорусским. Ваши транспортные компании проявляют завидную активность в транзитной деятельности. Все больше заявляют о себе смоленские строители, которые возводят объекты, прежде всего в приграничных белорусских областях, в частности Витебской. Просто изначально экспортный потенциал Белоруссии по отношению к Смоленской области выше, так как он прочно закладывался еще в советские времена, когда Белоруссию называли «большим сборочным цехом СССР», и создавались мощнейшие предприятия, которые могли обеспечить своей продукцией всю огромную страну. До сих пор эти предприятия сохранились в государственной собственности и продолжают выпускать конкурентноспособную продукцию. И естественно, они ищут новые рынки сбыта, в том числе и в Смоленской области. Новые предприятия, которые создаются как у нас, так и в Смоленске, не располагают таким производственным потенциалом, следовательно, осваивать новые пространства, прежде всего за рубежом, им очень трудно. Да и стоит ли им это делать, если местный рынок сбыта достаточен по емкости для их производственных мощностей?

— Смоленские власти создают для белорусов какие-то особенные условия для развития бизнеса на территории области?
— Насколько я вижу — никаких особых условий для нас не создается. Скорее смоленские власти поддерживают в большей мере местный бизнес, что в принципе логично. При этом необходимо с благодарностью отметить, что администрация области всегда открыта и идет на контакт с белорусскими предпринимателями, которые работают на благо региона, создают новые рабочие места и пополняют бюджет.

Закат эры мелких магазинов
— Не секрет, что деятельность крупных розничных сетей проходит по деятельности мелких торговых точек, словно бульдозер. Вы понимаете, что крупный ритейл просто душит мелкий смоленский бизнес, в основе которого торговля?
— Это вопрос эволюции: во всем мире прослеживается тенденция к укрупнению бизнеса. Для населения в этом только плюсы: крупные игроки предлагают более низкие цены при контроле качества — покупатель только выигрывает. Крупные компании приносят больше средств в бюджет, создают новые рабочие места.
Часть мелкого бизнеса, конечно, страдает от этого процесса, но всегда остается место для магазинов с эксклюзивным предложением товара, которые могут выбрать свою нишу и успешно конкурировать в ней
с крупными компаниями. Кроме того, если частный ритейлер чувствует свою силу и желание развивать свой бизнес, он может пойти по пути приобретения франшизы и развиваться еще активнее, получив все преимущества крупной сети. Небольшие торговые сети могут конкурировать с федералами и в ценовом плане – в России уже получили развитие закупочные союзы, в которые объединяются небольшие игроки для построения общей системы логистики и получения более привлекательных цен от поставщиков за счет эффекта масштаба.

— А смоляне, торгующие в ларьках, остаются без работы.
— Почему? Они устраиваются в те же крупные торговые сети, которые могут предложить им нормальный соцпакет и, обычно, более высокую заработную плату. Причем даже те, кто считал себя предпринимателем, подразумевая под этим владение одним-двумя ларьками, уйдя работать в сферу ритейла, стали зарабатывать больше. Хотя теперь они формально наемные работники. Тут многое зависит от самого человека и его способности продвинуться по служебной лестнице. В крупных торговых сетях и возможностей для карьеры больше.

— Тем не менее именно в супермаркетах одна из самых больших проблем – это текучка кадров.
— Да, на смоленской земле это для нас особо чувствительно. В плане линейного персонала (продавцы, кассиры) текучка кадров связана с большим предложением подобных вакантных мест на рынке труда в этом сегменте. Каждый ритейлер решает эту проблему по-своему. Мы стараемся предложить более конкурентоспособную зарплату, соцпакет, а также разрабатываем под каждую категорию работников свою систему мотивации, позволяя тем самым коллективу зарабатывать исходя из вложенного им труда.

Руководить надо гибко
— Какой метод руководства подчиненными лично вы избрали, став генеральным директором?
— В разных случаях, думаю, нужно вести себя по-разному. В части общения и постановки задач офисному персоналу и мидл-менеджменту, как правило, я стараюсь донести конечную цель и вместе обсудить пошаговый план действий. Здесь более либеральный подход. В части работы уже непосредственно с линейным персоналом необходимо просто доводить до сотрудников четкие инструкции и контролировать точность и своевременность их исполнения.

— Что для вас на первом месте: карьерный рост или личная жизнь, семейные отношения?
— На самом деле сложный вопрос, над которым я задумывался не раз. Наверное, в идеале они должны быть на одной чаше весов. Но так не получается. Зачастую в некоторое время работа перевешивает. Но должна быть и личная жизнь и карьера. Впрочем, на разных этапах трудовой деятельности и приоритеты смещаются. Когда идет становление предприятия, закладываются основы его дальнейшей деятельности, когда ты двигаешь новый проект, то понятно, что все силы тратишь на работу. Личная жизнь отходит на второй план. Без этого никак. Но достигнув определенного результата и выстроив основные процессы, уже чуть больше времени следует уделять семье, иначе равновесие нарушится.


О фитнесе, галстуке и пробках
Андрей Застенеский. 37 лет. Закончил  Белорусский  государственный экономический университет. Коренной минчанин.

— Ваше увлечение, хобби?
— Фитнес. Стараюсь посещать тренажерный зал около трех раз в неделю.

— Где любите проводить отпуск, есть ли любимые страны, города?
— Предпочитаю активный отдых, когда за раз можно познакомиться с целым рядом государств. Поэтому сказать, что у меня за рубежом есть любимый город или страна в целом,  я не могу. Последний раз проводил свой отпуск два года назад за рулем автомобиля, колеся по дорогам Европы. Кстати, это был мой первый отпуск за пять лет.

— Вы автомобилист со стажем?
—За рулем уже больше 20 лет, управлять машиной очень люблю, но в последнее время перемещаюсь на служебной машине с водителем. Просто, когда сам сидишь за рулем, крайне неудобно и зачастую невозможно и опасно решать текущие вопросы, связанные с бизнесом.

— Какого стиля придерживаетесь в одежде?
— Сугубо делового. Чаще меня можно увидеть в костюме, но без галстука. Галстук как неотъемлемый атрибут дресс-кода банковского служащего, наверное, остался в периоде работы в банке.

— Как человека приезжего, что больше всего смущает в Смоленске?
— Пробки. При относительно небольшом количестве населения города они просто чудовищны. Наверное, во многом в этом виновата структура застройки вашего города, заложенная еще в давние времена, что сейчас сказалось на всей транспортной системе Смоленска.

— А любимое место в Смоленске у вас есть?
— Нравится центр города, ваши парки и скверы. В них очень приятно прогуляться после работы.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments