Плохие и очень плохие новости, которые мы узнали на прошлой неделе, с комментариями главы Центра исследований потребительского рынка Даниила Сомова.

 

Новый антирекорд в России. Оборот розничной торговли за январь-ноябрь 2015 г. упал на 9,3% и составил 24,7 трлн руб.

Ой, здесь мне есть что сказать, так как динамика рынка розничной торговли — это наш главный отраслевой макроиндикатор (один из шести, которые строят в Центре исследований потребительского рынка ежемесячно). Да, и тут есть и хорошие, и плохие новости. Давайте вничью 1:1 сыграем, скажу одну плохую, и одну хорошую.

Плохая новость: теперь ясно, что в декабре мы поставим новый абсолютный рекорд по темпу падения потребления, а в следующем году боюсь на картинках индикаторов ЦИПРа придется пририсовывать 2010 год, дабы оценить на каком уровне будут находиться розничные продажи. В этом году ниже уровня 2011 года не падали ни разу.

Хорошее же то, что у нас есть в стране Министерство экономического развития, которое в январе 2016 даст нам очень точный прогноз  потребления по итогам 2016 года, из которого мы вычтем политическую составляющую в 1-2%, и далее будем принимать управленческие решения исходя из этой информации. Министерство есть, экономического развития нет, но очень хорошо считают: вопрос весь в размере минуса 2016.

На новогодние продажи концептуально вы уже повлиять никак не можете, так что терпеливо ждем января.

 
Уровень безработицы в России в ноябре продолжил рост, который начался в октябре: за прошлый месяц число безработных составило 4,4 млн человек, или 5,8% экономически активного населения страны.

Цифры большие и неприятные, но по году, к счастью, никаких резких скачков показателя нет, и на том спасибо. И если смотреть на структуру занятости населения в некоторых развитых экономиках, то фактором для улучшения российского показателя должна стать отрасль "услуги населению" — это все возможные виды платных услуг от ЖКХ, телекома, транспорта, до ветеринарных услуг, услуг пенсионерам и инвалидам. И эта отрасль в России глобально чувствует себя лучше, чем тот же ретейл, и участники рынка общественного питания.

 
Введение системы взимания платы с большегрузного транспорта "Платон" приведет к дополнительному повышению цен не более чем на 1 процентный пункт, заявил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

Во-первых, очень хочется заподозрить умных ФАСовцев в политической ангажированности. Во-вторых, из прямой речи Игоря Артемьева следует, что в ФАС сами эффект "Платона" не считали, но доверяют неким "неоднократным расчетам".

Но главное лукавство, о котором ни один эксперт почему-то не говорит вслух, кроется в термине "инфляция". Все дело в том, что та "инфляция", на которую якобы не сильно влияет Платон — рассчитывается по определенной методике по определенной выборке товаров и услуг, имеет политическую занижающую ее в абсолютном значении составляющую и в итоге не очень хорошо отражает суть дела. И влияние Платона на эту инфляцию, возможно, так же мало, как число солнечных дней в году в Санкт-Петербурге.

При этом все знают о некой настоящей инфляции, которая якобы отличается от официальной в разы. В исследованиях Центра исследований потребительского рынка используется показатель "полочная инфляция", который рассчитывается для всех исследуемых товарных сегментов. И, действительно, некоторые значения "полочной инфляции" от рынка к рынку могут отличаться друг от друга в несколько раз.

Поэтому, если действительно есть цель посчитать влияние Платона на розничные цены, то это серьезный большой труд, который похоже на самом деле никто не сделал.

А не сделал, потому что есть всероссийское государственное движение, из которого возник и "Платон", и, например, торговый сбор. Государство последние несколько лет недвусмысленно намекает, что хочет с нас денег больше и больше, отсюда огромное количество новых инициатив, направленных на пополнение бюджетов всех уровней.

 
Новогодний стол в этом году обойдется россиянам в среднем в 5790 р. Это на 28% выше уровня годичной давности. При этом самым дорогим продуктом станет икра лососевых.

Согласно Росстату новогодний стол россиян будет "ломиться" от яств сильнее чем в прошлом году? Тут надо подумать…

Жизнь в режиме экономии. На питании и повседневных расходах приходится экономить уже 58% россиян против 37% год назад, показал опрос, проведенный среди 1600 человек в 137  населенных пунктах 48 регионов России.

А вот эта информация очень тревожная. И к сожалению, в следующем году ключевой покупательской группе – бюджетникам и пенсионерам – предлагается потуже затянуть ремешки, так как статьи о компенсации инфляции и других факторов в полном размере в бюджете не заложены.


Новогодние ели москвичам обойдутся на 10% дороже, чем год назад. Об этом сообщил глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк.

Москвичи 10% на елях и не заметят, что тут обсуждать. Но очень хочется задать вопрос: Платон, ты? (шутка)
 

Операционная прибыль Metro Cash & Carry в 2014-2015 финансовом году упала на 6,6%, до 1,05 млрд евро с 1,125 млрд евро в предыдущем. Падение показателя в основном связано с негативным эффектом от изменения валютного курса в России, заявили в Metro Group.

За Метро Cash & Carry я бы не переживал. Во-первых, согласно отчету RETAILER RUSSIA TOP-200 (RRTOP-200), доля компании на рынке по итогам 2014 года увеличилась, пусть и незначительно. Во-вторых, согласно отчету Retailer Expansion, компания по итогам 2015 года находится в зоне стабильности, то есть относительно рынка и большинства игроков чувствует себя неплохо. 
 

Украшения с бриллиантами продаются все хуже. Этот рынок сократился в России в 2015 г. на 40% в рублевом выражении, а в долларовом – в три раза, до $1 млрд.

Не щадит кризис никого и ничего. Весь ювелирный рынок обвалился уже в первом полугодии 2015г. как раз процентов на 40% в рублях. Итоги 2015 года для лидеров рынка неутешительны: согласно отчету RETAILER Expansion три крупных компании находятся в зоне риска, одна в зоне стабильности. В зоне роста компаний на ювелирном рынке сегодня нет.

* Структуру и демоверсии упомянутых в комментариях исследований спрашивайте по адресу ask@retailer.ru. 

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments