Количество клиентов у нижегородских компаний сокращается. Пополнять объемы они намерены за счет государственных заказов. На этом фоне все более значимую роль начинают играть тендеры, конкурсы и аукционы. По словам экспертов «Делового квартала», сегодня тендерные схемы получения заказа становятся все более популярными, однако их проведение необходимо сделать более прозрачным, а к критерию цены обязательно присовокупить качество выполнения заказа.
 
эксперты:
Алексей Душкин, генеральный директор ОАО «Нижегородская аптечная сеть»
Валерий Лунёв, начальник управления муниципального заказа Администрации г. Нижнего Новгорода
Сергей Москаленко, заместитель директора Нижегородского филиала «Росгосстрах»
Алексей Рензин, директор оценочной компании «Рензин Компани»
Александр Саратовцев, директор ГК «Чистые технологии»
Даниил Смирнов, директор по связям с общественностью ООО «Лукойл-Волганефтепродукт»
Екатерина Украинская, директор Нижегородского филиала мебельной компании «Дэфо»

Какой процент заказов получают коммерческие предприятия, участвуя в тендерах?
Как изменится количество тендеров в связи с кризисом?
Как победить на муниципальных тендерах?
Кому пожаловаться на несправедливые итоги тендера?

В начале Дискуссионного клуба участники ответили на вопрос: какой процент от общего объема заказов им приносят тендеры? Разброс цифр был порядочным — от 5 до 50%. Но одна тенденция просматривалась четко: государственные тендеры приносят вдвое меньше заказов, чем тендеры, организованные коммерческими предприятиями.

Участники клуба объясняют это так. Размещая заказ, федеральные, областные или городские власти руководствуются Федеральным законом № 94. В нем четко прописаны все возможные формы: конкурс, аукцион, запрос котировок и вариации с этими основными формами, к примеру, аукцион в электронной форме или размещение заказа у единственного поставщика. По словам экспертов, закон работает эффективно. Но при этом довольно неповоротлив и не до конца решает основную проблему тендеров — демпинг.
Недобросовестные участники снижают цены «ниже плинтуса»

Как рассказал Валерий Лунёв, заместитель директора департамента экономики, планирования и предпринимательст­ва Администрации г. Нижнего Новгорода, начальник управления муниципального заказа, с момента вступления в силу ФЗ № 94 в 2006 г. количество заказов увеличилось сразу в 10 раз. «Далее ежегодный рост составлял порядка 20%. В начале текущего года мы наблюдали небольшое снижение, связанное с корректировкой бюджета. Сейчас обороты набираются. Скорее всего, объем размещенных заказов сохранится на уровне 2008 г., а количество участников увеличится», — прог­нозирует г-н Лунев.

Одна из наиболее распространенных форм — запрос котировок . По сути это сбор коммерческих предложений компаний. Для участия не нужно никаких документов, требуется только заполнить заявку и подать организатору. Как рассказал Алексей Рензин, директор оценочной компании «Рензин Компани», при запросе котировок заказчику трудно провести отбор, так как любое предложение, которое дешевле предыдущего, автоматически становится победителем. «На рынке оценщиков все чаще побеждают малоизвестные компании с минимальными затратами, где сидят один-два человека. Часто с запредельно низкими ценами — 500–700 руб. Документы для конкурса привезти и то дороже!» На вопрос, для чего компании-победителю работать в убыток, эксперты дали два варианта ответов. Первый — сейчас многим приходится тяжело, компании готовы получать заказы на невыгодных условиях и только потом думать об их реализации. Второй вариант предусматривает ситуацию, когда, к примеру, оценщик, обязательно должен победить в конкурсе, так как есть конкретное лицо, заинтересованное в его услугах.

Однако при запросе котировок компании-участники устанавливают цены в разы меньше рыночных и впослед­ствии сами отказываются выполнять заказ. Валерий Лунев: «Компании нередко падают по цене «ниже плинтуса», а потом отказываются, несмотря на заранее известную стоимость работ. Повторный запрос котировок, как правило, дает примерно те же результаты. Процедура растягивается».

Иван Гронский, сомодератор Дискуссионного клуба, предложил вносить «отказников» в черный список. Участники обсуждения подобную меру одобрили. Однако Валерий Лунев пояснил, что ФАС ведет реестр недобросовестных поставщиков, им можно пугать, но на деле список не работает: «Компания «Вася Пупкин», попав в реестр, потом регистрируется как «Вася Пупкин – Н» и снова становится обыкновенным, «чистым» игроком».

Как считают эксперты, честные тендеры, которые организуют коммерческие компании, чаще направлены на получение оптимального предложения. Однако, по словам заместителя директора Нижегородского филиала «Росгосстрах» Сергея Москаленко, в 30% случаев просто непонятно, чего же хотят частные заказчики. «Специально для таких ситуаций у нас работает специалист по тендерам, который выезжает к заказчику и выясняет, что именно ему требуется», — пояснил г-н Москаленко. «У коммерческих компаний сложнее с документами. Нередко они запрашивают пакет документов, причем реально пакет, с ручками из супермаркета, — два курьера с трудом утаскивают»,  — добавил г-н Рензин.
Аукцион с первоначальным взносом заставляет выполнять обязательства

По мнению экспертов, когда тендер проводится в форме аукциона, демпинг также остается основной проблемой. «Был аукцион по оценочной деятельности, на котором областное правительство разместило два лота. Среднее размещение прошло в размере 10% от номинала, притом что первоначальная цена составляла примерно 50% от среднерыночной. По второму лоту один заказчик и вовсе торговался сам с собой: в пылу азарта он раза четыре поднимал карточку, сбивая собственную цену. В итоге его остановили, и он, разумеется, победил», — рассказал Алексей Рензин.

Эксперты вспомнили еще несколько случаев, когда в определенном районе постоянно побеждает одна и та же компания, или, как в области, две компании уже давно торгуются только друг с другом и т.д. К сожалению, это несовершенство законодательства, с которым борются, в том числе и на местном уровне.

По словам директора ГК «Чистые технологии» Александра Саратовцева, один из наиболее эффективных методов борьбы с недобросовестными участниками тендеров — обеспечение участия, т.е. внесение первоначального взноса: «Таким образом мы сразу отсекаем тех, кто всегда играет на понижение». Как добавил Владимир Лунев, обеспечение заявки также гарантирует заключение победителем договора на предложенных условиях — в противном случае деньги остаются у организатора. Еще одной гарантией служит так называемое обеспечение исполнения заказа. Оно гарантирует качественное и своевременное исполнение обязательств поставщиком. Обеспечением исполнения заказа может выступать банковская гарантия, страхование гражданской ответственности или внесение денежных средств.

Участники дискуссии пришли к единому мнению, что по некоторым заказам эффективнее выбирать поставщика товаров или услуг с помощью конкурса, а не аукциона. Однако закон четко определяет, какую форму тендера нужно применять. Нарушать невыгодно — ФАС признает тендер незаконным и наложит штраф.
Закон поддерживает отечественного производителя на тендерах

В ходе мероприятия гости Дискуссионного клуба поинтересовались у представителя администрации: есть ли возможность поддерживать нижегородские компании при проведении муниципальных тендеров. Г-н Лунев ответил, что в рамках закона однозначно нет: «Но есть еще и процедура подготовки. В техзадании можно указать, что, к примеру, для строительства дома необходимо использовать кирпич с параметрами как у продукции Борского силикатного завода. Это не противоречит ФЗ-94».

Однако здесь случаются перегибы. Остается возможность не допускать к участию в тендерах «ненужных» заказчику участников. Екатерина Украинская, директор Нижегородского филиала мебельной компании «Дэфо»: «Иногда на тендер выставляется заказ со слишком детальным описанием. Один из моих любимых примеров: заказчику требовались тумбочки с пластиковыми фасадами, приклеенными на двухсторонний скотч. И только такие. Разумеется, ни один уважающий себя поставщик или производитель подобными вещами не занимается». Победить в таком конкурсе мог только постоянный поставщик, который, видимо, не производил пластиковых фасадов, но мог прикрепить их на скотч».

В то же время, по приказу минэкономразвития, отечественные производители имеют преференции при участии в конкурсах и аукционах. Если участвуют представители отечественных производителей и зарубежных, то последние могут стать победителями, только предложив цену на 15% ниже российского участника.

По словам Даниила Смирнова, директора по связям с общественностью ООО «Лукойл-Волганефтепродукт», сегодня на тендер заказчики выставляют заведомо неинтересные предложения, к примеру, с отсрочкой платежа. Такие заказы компании вынуждены игнорировать. «Тем не менее, тендеры — важный инструмент в новых экономических условиях, который заставит несговорчивых поставщиков снижать цены. А то несправедливо получается: все говорят о высоких ценах на бензин на заправках. Хорошо, мы снизили, а кто-нибудь еще снизил цены на хлеб, молоко, электричество?» — сокрушается г-н Смирнов.

По словам экспертов, тендерные схемы, несмотря на недостатки, позволяют коммерческим предприятиям получить дополнительные заказы в сложных экономических условиях. Совершенствовать их организацию и проведение должны сами участники. Вносить изменения в закон они не могут, но разработать стандарты качества для определенных сегментов им вполне под силу. Пожаловаться на несправедливые итоги проведенного тендера можно в ФАС. Александр Саратовцев: «У меня недавно был опыт общения с ФАС, и я был приятно удивлен, насколько миролюбиво проходила процедура. Наши доводы выслушали, проверили и приняли, а итоги тендера отменили».

Валерий Лунев в свою очередь посоветовал компаниям не перегружать работой антимонопольную службу и Управление муниципального заказа и обращаться к организаторам за разъяснениями условий или с претензиями еще на этапе размещения заказа, когда есть возможность внести корректировки. Это, по словам Валерия Лунева, также будет способствовать повышению качества проводимых тендеров.

Запрос котировок — это способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц. Победителем признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

мнение
Алексей Душкин
генеральный директор ОАО «Нижегородская аптечная сеть» Электронные биржи делают торги прозрачными
— Помимо участия, мы сами организуем аукционы и тендеры, на которые выставляем 98% закупок. С 2003 г. «Нижегородская аптечная сеть» перешла на электронные торги. Сначала на своей площадке мы размещали 12 тыс. позиций на протяжении пяти лет. В 2008 г. предпочли работать на ММВБ. Эта площадка обеспечивает простой и понятный механизм проведения торгов. Для участия нужно только зарегистрироваться, оплатить взнос и предоставить документы по ФЗ №94.
Затем мы разработали программу, которая позволила уйти от несовершенной лотовой торговли: не сыграла одна позиция в лоте — нужно все организовывать заново. Мы сделали так: одна позиция — один лот. В итоге выставляем на ММВБ заказов на 100 млн руб. В основном выигрывают федеральные компании, у которых лучше условия по качеству и цене.
Я убежден, что будущее именно за биржами, которые признаны во всем мире.

Екатерина Украинская: «Иногда на тендер выставляются заказы со слишком детальным описанием».

Валерий Лунев: «Объем размещенных заказов сохранится на уровне 2008 г., а количество участников увеличится».

Даниили Смирнов: «Тендеры — важный инструмент в новых экономических условиях, который заставит несговорчивых поставщиков снижать цены».

Алексей Рензин: «На рынке оценщиков все чаще побеждают малоизвестные компании».

0 0 vote
Article Rating
Телега.-Контент
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments