Основных тенденций, наметившихся на рынке в последние два года, две: агрессивная региональная экспансия и формирование пула девелоперов. Так считает Николай Турчин, директор по развитию торговой сети «Мир».

«Говоря о первой тенденции, следует отметить, что здесь произошли качественные изменения – в регионы пошли иностранные игроки, например, ИКЕА, OBI, Castorama и другие операторы, работающие в формате DIY. Если раньше они ограничивались Москвой и Питером, то теперь начали активно осваивать Юг России и Урал, а ИКЕА заявляет и о выходе в Сибирь», — констатирует Турчин.

«Что же касается пула девелоперов, — продолжает директор по развитию сети «Мир», — я бы разделил его на две части. Первая — сильные игроки, такие как, например, DVI и ПАРК ХАУС — профессионально занимающиеся строительством торговых объектов. К сожалению, их не так много, но к ним все больше и больше примыкают профессиональные операторы.  Вторая часть пула — это ритейлеры, которые выходят в регионы и из простых операторов превращаются в девелоперов, например, Мосмарт, Лента, О’КЕЙ, Перекресток, Седьмой Континент и некоторые другие».

«Перспективы для роста рынка торговой недвижимости огромные», — говорит Максим Карманов, директор по продажам ООО «Эконика-обувь».

«В 2007 гогду рынок ждет мощное развитие за счет прихода новых ритейлеров.  Это, в свою очередь, повлечет за собой отставание по площадям:  катастрофическая нехватка торговых площадей будет особенно ощутима для гипермаркетов», — добавляет Игорь Мариаш, генеральный Директор компании «Хоум Центр» в России.

А Евгений Белый, Управляющий партнер и Директор по развитию  компании SMT Developments считает, что перспективы у рынка мрачные, так как возможности рынка арендаторов не поспевают за все большим количеством появляющихся торговых объектов. «Я думаю, что 2007-2008 гг. пройдут «на ура», но затем все закончится пусть временным, но перенасыщением рынка торговых центров, которое наступит в 2009 году», — резюмирует он.

«Следует ожидать обострения конкуренции, что выгодно в первую очередь потребителю, т.к. заставляет торговых операторов повышать качество услуг, расширять ассортимент и придумывать массу интересных вещей для привлечения и удержания покупателей», — добавляет Людмила Тарасова, руководитель отдела маркетинга и рекламы компании КУХНИСТРОЙ.

Трудно не согласиться с мнением специалистов компании Colliers International, которые выделяют три основных направления развития девелоперской активности в регионах. Первое – это экспансия «западного капитала», способствующая проникновению в регионы крупных зарубежных торговых операторов («ИКЕА», «Ашан», «Рамстор», Metro Cash&Carry). Свободный доступ этих операторов к значительным и сравнительно дешевым финансовым ресурсам, а также отработанные технологии создания торговых объектов позволяют в короткие сроки реализовывать новые проекты. Основным препятствием для их активного развития и расширения в регионах являются административные барьеры к вхождению на региональные рынки: получение земельных участков, необходимых разрешений на строительство, подключение к инженерным системам и коммуникациям. В Colliers International прогнозируют, что, несмотря на все препятствия, это направление девелопмента будет активно развиваться и в дальнейшем как за счет уже работающих операторов, так и вследствие прихода новых.

Второе направление развития региональной девелоперской активности обусловлено деятельностью столичных девелоперов. Это – ритейлеры, начавшие свою деятельность в Москве и Санкт-Петербурге и теперь расширяющие ее за счет регионов («Мосмарт», «О’кей», «Лента»), и девелоперские компании, специализирующиеся на создании объектов коммерческой недвижимости («Система-Галс»). Можно прогнозировать, что в дальнейшем столичные капиталы только увеличат свое присутствие в регионах, поскольку по объективным причинам возможностей их инвестирования в Москве и Санкт-Петербурге становится меньше.

И, наконец, третья группа – сетевые региональные девелоперы. Характерной чертой последних двух лет является появление в регионах большого числа девелоперских компаний, которые либо приступили, либо заявили о намерении создать несколько торговых объектов в разных городах. По мнению специалистов Colliers International, это наметившаяся тенденция отражает новый важный этап развития российского и, в частности, регионального девелопмента торговой недвижимости. Появление компаний, обладающих необходимыми организационными ресурсами и ориентированных на привлечение внешнего финансирования, в том числе проектного, понимающих современные требования концептуального построения и маркетингового продвижения торговых объектов, говорит о вступлении девелопмента в новую фазу. В отдельных случаях речь уже идет не о строительстве самостоятельных торговых центров в разных городах, а о сетевом девелопменте, то есть эти комплексы позиционируются как единая сеть объектов с одинаковым названием, схожим позиционированием и близкими маркетинговыми концепциями («Июнь» (ОАО «Регионы»), «Парк Хаус» (ГК «Время»), «Планета» («РосЕвроДевелопмент»).

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar