Чиновники хотят вернуть сигареты и пиво в ларьки — согласно их расчетам, прибыльность малого бизнеса без этих товаров падает, количество ларьков уменьшается. Противником этой идеи выступает Минздрав, который считает недопустимой такую близость товара к потребителю. Производители сигарет и пива в ответ утверждают, что дистанция между потребителем и товаром не влияет на потребление.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Минпромторг, Минэкономразвития и Минздрав обсуждают идею возвращения табака и алкоголя в ларьки, об этом "Известиям" рассказал источник на рынке. По его информации, с предложением готова выступить ФАС, а Минпромторг поддерживает службу в этом начинании.

— Есть аналитика, показывающая, что запрет на продажу этих товаров повлиял на сокращение количества нестационарных торговых объектов в стране, — добавил он.

В ФАС и Минздраве "Известиям" подтвердили факт обсуждения этого вопроса.

— Мы выступаем за то, чтобы у малых форматов была возможность продавать табачную продукцию и пиво, это должно быть сделано осторожно, с учетом влияния этих товаров на здоровье людей, — сказал "Известиям" начальник контрольно-финансового управления ФАС Владимир Мышеловин.

С соответствующими поправками может выступить Минпромторг, отмечают в службе. Сейчас ведомство оценивает рентабельность продаж товаров в ларьках.

— Эти результаты будут обсуждаться в июне на экспертном совете при ФАС, в который также войдут крупные табачные компании, — сообщил Владимир Мышеловин.

По данным представителя службы, запрет на продажи сказался на количестве нестационарных торговых объектов (НТО).

— Также после выведения этих товаров резко снизилась прибыльность ларьков, хотя ограничения преследовали благую цель — должно было снизиться негативное влияние на здоровье граждан, — пояснил Владимир Мышеловин. 

По его мнению, необходимо защищать малые форматы.

Это допустимо, уверен он, тем более что в Европе есть опыт торговли пивом и табаком в ларьках.

В Минпромторге и Минэкономразвитии вчера не ответили на запрос "Известий".

В Минздраве "Известиям" сообщили, что не поддерживают подобную инициативу. В ведомстве не смогли предоставить данные по количеству курящих и граждан с диагнозом "алкоголизм" в России.

— Поправки Минпромторга по поводу возврата табачной и пивной продукции в ларьки в Минздрав еще не поступали, — отметили в Министерстве здравоохранения.

Согласно исследованию Ernst & Young в сентябре 2015 года, в России курят классические сигареты 39% населения.

Напомним, запрет на продажу сигарет в киосках, как и ограничение на открытую выкладку табачной продукции, вступил в силу с 1 июня 2014 года. На торговлю в ларьках табачной продукцией у крупных табачных компаний приходилось 6–20% продукции. С 1 января 2013 года в объектах нестационарной торговли запретили продажу пива. По данным "Союза российских пивоваров", на продажи этого товара в НТО приходилось порядка 20% производимого в России пива.

Крупные табачные компании — JTI, "БАТ Россия" и "Империал Тобакко Продажа и Маркетинг" уверены, что запрет на продажи табачной продукции в киосках привел лишь к перераспределению объемов в пользу крупных магазинов и сетевой розницы.

Глава департамента по юридическим вопросам и связям с общественностью "Империал Тобакко Продажа и Маркетинг" Андрей Рогов говорит, что возврат сигарет в киоски не окажет влияния на изменение уровня потребления табака.

— Хотя такая доработка закона поддержала бы развитие малого бизнеса в России, а также упростила жизнь курящих россиян, — считает он.

Директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия" Александр Лютый добавляет, что "наивно полагать, что запрет на продажу сигарет в ларьках заставил кого-то бросить курить". По данным розничного аудита БАТ, треть всех работавших в России киосков закрылась в результате запрета на продажи табака в киосках — 10,5 тыс. НТО из 33 тыс. объектов малой розницы прекратили деятельность.

Между тем доходы курильщиков не успевают за ценой товара — из-за повышения акцизов стоимость сигарет растет слишком быстро, а рынок табака падает. В 2014 году он упал на 9,1%, в 2015-м — на 4,5%, по данным БАТ. В прошлом году, по данным Philip Morris International (PMI), табачный рынок России составил 294,5 млрд сигарет.

В пресс-службе Союза российских пивоваров сказали, что инициативы чиновников по возврату пива в НТО считают вполне обоснованными.

— Этот шаг не скажется на уровне потребления, в последние годы культура потребления пива претерпела значительные изменения, пиво пьют дома, а не в общественных местах, — заметили в союзе. По данным Росстата, за первые три месяца 2016 года российские пивовары произвели 1,57 млрд л пива (+5,5%).

Эксперты не раз отмечали, что табак и пиво — якорные позиции для ларьков. Например, президент Ассоциации киоскеров Владлен Максимов говорил, что до 40% курильщиков заходили и заходят в ларьки и павильоны (в последних пока можно торговать сигаретами) исключительно за табаком и лишь попутно покупают другие товары.

0 0 vote
Article Rating
Телега.-Контент
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments